Видимость отказа от употребления идоложертвенного и крови, была только вопросом уважения к совести других верующих. |
"Обрати внимание на то, что случилось, когда через какое-то время после смерти Иисуса возник вопрос: должен ли человек, ставший христианином, исполнять все законы израильтян? Этот вопрос обсуждался на совете христианского руководящего совета, в который входили апостолы. Брат Иисуса Иаков сослался на повеления о крови, данные Ною и нации Израиль. Обязательны ли они были для христиан? (Деяния 15:1—21).
Решение совета разослали по всем собраниям: христианам не нужно соблюдать свод законов, данных Моисею, «кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины [мяса, из которого не выпущена кровь] и блуда» (Деяния 15:22—29). Указ апостолов касался не только ритуала или правильного питания. В постановлении излагались основные нравственные нормы, которых и придерживались ранние христиане. Спустя десятилетие они подтвердили, что надо по-прежнему «хранить себя от идоложертвенного, от крови... и от блуда» (Деяния 21:25)".
Удивительно, как небрежно это место Писания объясняется в брошюре. Общество Сторожевой Башни никогда не представляло более тщательного анализа этого отрывка, который является важной частью фундамента позиции ОСБ по крови. В практически всех своих комментариях когда либо написанных по книге Деяния, Общество пожалуй ничему не уделяло большего внимания, чем 15 главе этой книги. Тем не менее стихи, которые там приводятся в качестве доказательств, полностью вырваны из контекста и не учитывают важного исторического фона того времени.
Предыстория
Одной из самых серьезных проблем среди христиан первого века, были отношения между иудеями и язычниками. И хотя новая христианская религия имела свои истоки в иудаизме, значительное число ее членов были не евреями. Некоторые христиане из евреев утверждали, что язычников нужно было обрезывать, подчинять закону и учить их жить как еврейских прозелитов. Апостол Павел, который в значительной степени нес ответственность за привлечение язычников в христианское собрание был с этим не согласен.
"А некоторые пришли из Иудеи и стали учить братьев: «Если не обрежетесь по обычаю Моисея, не сможете спастись». Но поскольку у Павла и Варна́вы происходили с ними немалые разногласия и споры, то решили, что Павел и Варна́ва и некоторые другие братья пойдут по поводу этого спора к апостолам и старейшинам в Иерусалим". (Деяния 15:1,2)
Из многих мест Нового Завета ясно видно, что конфликты между христианами из евреев и язычников были довольно частыми и создавали много проблем. Павел же и Варнава были среди тех, кто утверждал, что язычники не должны подчиняться Закону. Против них были "некоторые из Иудеи", вероятно из Иерусалима, которые пришли в Антиохию, что бы убедиться, что Павел учил новообращенных в традициях Моисея. Это и было причиной, по которой Павел и Варна́ва отправились в Иерусалим для разрешения конфликта, где апостолы и старейшины пользовались большим авторитетом, на который и ссылались те христиане из евреев, создавая впечатление, что требование соблюдать Закон пришло от них (Деяния 15:24). Следовательно, что бы найти источник спорного сообщения и выяснить, было ли это на самом деле учение апостолов, собрание в Антиохии и отправило Варнаву и Павла в Иерусалим.
После того, как они туда прибыли, они были радушно приняты, но там была и оппозиция: "Но некоторые поверившие из секты фарисеев поднялись со своих мест и сказали: «Необходимо их обрезать и потребовать, чтобы они соблюдали закон Моисея» (Деяния 15:5).
Решение
Напряженность между христианами из евреев и язычников, которая к тому времени стала серьезной проблемой необходимо было решать. Петр и Иаков заняли сторону Павла и было принято решение, что христиане из язычников не должны повиноваться Закону. Однако, чтобы ослабить напряженность Иаков сказал:
"19 Поэтому я рассудил, что не нужно создавать трудности людям из других народов, которые обращаются к Богу, 20 но написать им, чтобы воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, от удавленного и от крови. 21 Ведь с древних времён у Моисея во всех городах есть проповедующие его, потому что каждую субботу его читают вслух в синагогах». (Деяния 15:19-21).
Общество Сторожевой Башни утверждает, что эти правила были вечными и обязательными для всего человечества, и следовательно таким же было и требование воздерживаться от крови. Но, текст из книги Деяния показывает обратное. На соборе в Иерусалиме обсуждался только вопрос о необходимости для христиан соблюдать Моисеев Закон, на что прямо указывает 21 стих, который является ключом к пониманию всей 15 главы Деяний.
Почему же в решении апостолов были упомянуты только четыре правила о "идоложертвенном, крови, удавленине и блуде" (Деяния 15:28,29)? Причина этой рекомендации была в том, что "во всех городах, Моисея читали каждую субботу". Как чтение Моисея могло быть причиной рекомендации христианам из язычников воздерживаться от идоложертвенного и крови? Ответ мы можем найти, если прочитаем 17 и 18 главы книги Левит, в которой, в той же последовательности даются правила поведения, как иудеям, так и прозелитам живущим среди израильского общества. Правила, которые Иаков призвал принять христианам из язычников, были теми же минимальными правилами, которых должен был придерживаться иностранец живущий в Израиле. И следуя этим простым правилам, любой чужестранец мог быть принят в еврейском обществе.
В восточной части Римской империи за пределами Палестины, около 15-20% населения были евреями. Обычно евреи и язычники не были связаны друг с другом. Однако, если христиане из язычников принимали эти простые правила, установленные для иностранцев, живущих в Израиле, они могли бы более комфортно себя чувствовать среди еврейских общин и общаться с ними. Так же это могло помочь в разрешении тех разногласий, что были в христианском собрании первого века. И эту интерпретацию текста из Деяний 15 главы, поддерживают и другие отрывки этой книги.
Деяния 21 - "Все они ревностны к Закону"
Трения между христианами из евреев и язычников не закончились после решения собора в Иерусалиме. Когда через какое-то время Павел снова вернулся в Иерусалим, он опять оказался в центре той же самой дискуссии.
"Услышав это, они стали прославлять Бога и сказали ему: «Видишь, брат, сколько тысяч верующих среди иудеев, и все они ревностны к Закону. Но до них дошли слухи о тебе, что всех иудеев, живущих среди других народов, ты учишь отступничеству от Моисея, говоря, чтобы они не обрезали детей и не поступали по обычаям. Что же делать? В любом случае они услышат, что ты пришёл. Поэтому сделай то, что мы тебе скажем. У нас есть четыре человека, принявших на себя обет. Возьми их с собой, очистись вместе с ними, как предписано, и возьми на себя их расходы, чтобы они обрили свои головы. И так все узнают, что в слухах, которые о тебе дошли, нет правды и что ты поступаешь как положено и сам тоже соблюдаешь Закон. А что касается верующих из других народов, мы послали им своё решение, чтобы они хранили себя от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда». (Деяния 21:20-25)
Итак, очевидно, что хотя Иаков и вся христианская община в Иерусалиме уже решила, что евреям и язычникам не нужно обрезываться и соблюдать Закон, многим было все еще трудно это принять. Поэтому Павлу посоветовали пройти иудейский обряд очищения, что бы создать видимость, что слухи о Павле, который учит отступлению от Моисея были ложными и что он так же соблюдал Закон. И в этом же контексте перед нами предстают и рекомендации данные христианам из язычников, которым ранее советовалось находясь в подобной ситуации "воздерживаться от пожертвованного идолам и крови".
Поэтому, можно заключить, что эти два совета [Павлу и ранее язычникам], были даны только с одной целью,- не оскорблять совесть евреев. Это не было всеобщим законом для всех людей, как этому учит Общество Сторожевой Башни. Видимость отказа от употребления идоложертвенного и крови, была только вопросом уважения к совести других верующих. Закон был полностью отменен и никакие из его положений, включая и кровь, христианам не нужно было больше соблюдать.
Также читайте: