Полный текст решения Верховного суда в деле о ликвидации Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России
Дело № АКПИ17-238
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2017 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Стратиенко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»,
установил:
27 марта 1991 г. Министерством юстиции РСФСР было принято решение о регистрации устава «Религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР»,
учреждённой 10 физическими лицами 10 марта 1991 г. на учредительном собрании. Действующая редакция устава религиозной организации, имеющей
наименование Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» (далее - Организация), зарегистрирована Министерство юстиции Российской Федерации 29 апреля 1999 г., действует с изменениями и дополнениями от 6 декабря 1992 г., 21 июля 1993 г. и 8 сентября 1998 г. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 22 января 2003 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1037858002467.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный
Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на то, что деятельность Организации и входящих в её структуру на день предъявления административного иска 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 25 июля № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В обоснование заявленного требования о ликвидации Организации административный истец указывает, что различные информационные материалы, распространяемые ею и её местными религиозными организациями Свидетелей Иеговы на территории Российской Федерации, судами признан экстремистскими ввиду установления фактов наличия в них информации возбуждающей религиозную рознь, пропагандирующей исключительность, превосходство и неполноценность граждан по признаку их отношения к религии
В частности, на основании вступивших в законную силу решений судов: 95 печатных материалов внесены в федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ), изданных Watch Tower Bible and Tract Society of New York Watch tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, Wachtturm Bibel- und Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovas, Watch tower Bible und Traktat - Gesellschaft Deutscher Zwelg (№510-543, 556-573, 752-757, 975-978, 1042-1045, 2034, 2170, 2224, 2454-2455, 2493, 2632, 2736, 2823, 2988, 3563, 3565, 3600), ряд номеров журнала «Пробудитесь!» (№ 533-536, 557-563, 1045) и журнала «Сторожевая башня» (№ 537-543, 564-573, 975-977, 1042-1043).
В указанный список включены также сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.jw.org (№ 2904), http://www.wol.ps8318.com (№ 3718), а также материалы, размещённые на ресурсе по электронному адресу: http://coollib.net/b/275560/read под названием «Время для истинной покорности», и материалы, размещённые на ресурсе http:// www.iw.org/ru/ пyбликaции/книги/?contentLanguageFilter=ru&pubFilter=gt&sort By=l под названием «Самый великий человек, который когда-либо жил».
В 2014-2015 гг. Организацией ввезены на территорию Российской
Федерации брошюра «Как появилась жизнь?» (WATCH TOWER BIBLE AND
TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA, сделано в Германии, издание 2014 г.,
16 стр.) в количестве 1 194 777 штук; брошюра «Слушайся Бога» (WATCH
TOWER BIBLE AND TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA, сделано в
Великобритании, издание 2011 г., 32 стр.) в количестве 140 719 штук; брошюра «На самом ли деле Бог заботится о нас?» (WATCH TOWER BIBLE AND TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA, сделано в Великобритании, издание 2006 г., 32 стр.) в количестве 265 934 штуки; печатное издание «Учимся в школе теократического служения» в количестве 14 881 штука, которые признаны экстремистскими (№ 3565, 3563, 3600, 2632).
Организация принимает непосредственное участие в финансировании местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, в том числе признанных вступившими в законную силу решениями судов Российской Федерации экстремистскими, что согласно абзацу четырнадцатому ( пункта | статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» является экстремистской деятельностью.
Начиная с 2009 г. в связи с выявлением в деятельности религиозных организаций признаков, свидетельствующих о наличии угроз безопасности Российской Федерации и целенаправленной экстремистской деятельности, судами Российской Федерации признаны экстремистскими, запрещена деятельность и ликвидированы восемь местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, входящих в структуру Организации.
2 марта 2016 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации Организации вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности.
Административный истец указывает, что после вынесенного предупреждения судебными постановлениями по делам об административных правонарушениях были установлены новые факты массового распространения экстремистской литературы различными местными религиозными организациями Свидетелей Иеговы, считает, что установленные факты свидетельствуют об осуществлении Организацией деятельности, не соответствующей заявленным в уставе целям и задачам и имеющей признаки экстремистской, влекущей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка, общественной безопасности.
Кроме того, по мнению административного истца, в деятельности Организации также имеются признаки осуществления экстремистской деятельности. Так, Организация как централизованная религиозная организация является координирующим и направляющим деятельность входящих в неё местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы центром, ввозит на территорию Российской Федерации литературу, как уже признанных экстремистской, так и впоследствии признаваемую экстремистской, предоставляет в силу положений собственного устава литературу религиозного содержания местным религиозным организациям Свидетелей Иеговы, участвует в финансировании деятельности местных религиозных организаций, которые в том числе в последующем признаются экстремистскими. При этом Организацией не предпринималось каких-либо действенных мер к устранению
причин и условий экстремистской деятельности, что послужило основанием для системных нарушений законодательства о противодействии экстремистской
деятельности со стороны большого количества элементов структуры
Организации.
Административный истец полагает, что в связи с осуществлением структурными подразделениями Организации экстремистской деятельности и отсутствием со стороны Организации конкретных организационных и практических мер, направленных на недопущение нарушений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», существует угроза нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, а также общественному порядку, общественной безопасности, поэтому на основании части четвёртой статьи 7, статьи 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», пункта 4 статьи 6, пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» просит признать Организацию экстремистской и запретить её деятельность, ликвидировать Организацию и входящие в её структуру местные религиозные организации Свидетелей Иеговы исключить сведения о них из Единого государственного реестра юридических лиц, обратить имущество Организации и входящих в её структуру местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в собственность Российской Федерации, обратить решение о ликвидации Организации и входящих в её структуру местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы к немедленному исполнению в части прекращения их деятельности.
В письменных возражениях на административное исковое заявление
Организация просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая, что экстремистскую деятельность никогда не осуществляла и не осуществляет в настоящее время, за всё время существования никогда не привлекалась к ответственности за нарушение каких-либо положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» или Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
По мнению административного ответчика, требования Министерства
юстиции Российской Федерации нарушают положения статей 28, 29, 30
Конституции Российской Федерации и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, в частности конституционное право человека на свободу вероисповедания и свободу объединения, гарантированные также статьями 9, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 18, 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Административный ответчик считает, что ликвидация Организации и местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы повлечёт нарушение их прав, не является оправданной мерой, не преследует легитимную цель и не
является необходимой.
Указанные в заявлении административного истца информационные материалы Организация считает несправедливо объявленными экстремистскими
вследствие их неправильной оценки при рассмотрении соответствующих дел, к участию в которых она не была привлечена. Организация не является автором, издателем или правообладателем информационных материалов, которые были
внесены в федеральный список экстремистских материалов, предпринимала все разумные меры по соблюдению требований антиэкстремистского законодательства, никогда не финансировала экстремистскую деятельность, оказывая финансовую помощь в целях осуществления уставной деятельности местных религиозных организаций, которые, в свою очередь, не являются её региональными и структурными подразделениями.
По мнению Организации, приведённые административным истцом решения районных судов по делам об административных правонарушениях не имеют преюдициальной силы для решения по делу, так как они вынесены не в отношении Организации. Также считает, что её ликвидация с входящими в её структуру местными религиозными организациями не соответствует требованиям закона и международно-правовым обязательствам Российской Федерации, поэтому административный иск не подлежит удовлетворению в полном объёме.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Борисова С.К. поддержала административный иск.
Представители Организации Калин В.М., Черепанов С.Б., Женцов В.Ю., Топоров Ю.М., Омельченко А.С. и Новаков М.В. не признали административный иск.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской
Федерации Борисовой С.К., возражения представителей Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» Калина В.М., Черепанова С.Б., Женкова В.Ю., Топорова Ю.М., Омельченко А.С., Новакова М.В., исследовав материалы дела, заслугам показания свидетелей и судебные прения, Верховный Суд Российской Федераций считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу статьи 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Признавая право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (статья 30), Конституция Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13), любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19), пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения регулируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций, при этом религиозная организация — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица, а централизованной религиозной организацией, признается религиозная организация состоящая в соответствии со с уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций (пункт статьи 6, пункты 1, 4 статьи 8). Организация является централизованной религиозной организацией, структуру которой в настоящее время наряду с созданным указанны объединением Руководящим комитетом - высшим органом управлени Организации (пункт 3.6 устава) входят 395 местных религиозных организаций:
(далее идёт длинный список из 395 местных религиозных организаций).
Кроме того, под руководством административного ответчика организованы более чем 2 500 религиозных групп (собраний).
Согласно уставу Организации к её основным видам (формам) деятельности
отнесены координация проповеднической деятельности Свидетелей Иеговы по
исповеданию и распространению веры, включающей проповедь в общественных
местах и в жилых помещениях, оказание Свидетелям Иеговы необходимой и
возможной информационной, правовой, консультационной и иной помощи,
координация и направление деятельности религиозных объединений, входящих
в Центр, представительство и защита их интересов, предоставление им
богослужебной, религиозной литературы и предметов религиозного назначения,
оказание им помощи в строительстве культовых зданий и сооружений (объектов
религиозного назначения), а также финансовой, материальной, технической,
информационной, правовой, консультационной, методической и иной помощи,
необходимой для осуществления их религиозной деятельности, производство,
приобретение, перевод, экспорт, импорт, распространение богослужебной,
религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов
религиозного назначения, хранение и перевозка литературы, материалов и иных
предметов религиозного назначения (пункты 2.2, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.6, 2.2.9).
Общие основания для ликвидации религиозной организации предусмотрены в статье 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, одним из правовых оснований являются действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (абзац третий пункта 2). Кроме того, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (пункт 7).
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ Конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, установлена ответственность за её осуществление.
Экстремистская деятельность (экстремизм) — это насильственное
изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской
Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая
деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной
розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности
человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной,
расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или
отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их
избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны
голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов
местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и
религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо
угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в
пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или
символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой
или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование
атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к
осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо
экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях
массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица,
замещающего государственную должность Российской Федерации или
государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им
в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в
данной статье и являющихся преступлением; организация и подготовка
указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации,
подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной,
полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов
связи или оказания информационных услуг (пункт 1 статьи 1 Федерального
закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Данным федеральным законом запрещено создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, а также распространение экстремистских материалов, их производство или хранение в целях распространения (часть первая статьи 13).
Частью первой статьи 7 приведённого федерального закона установлено,
что в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности
общественного или религиозного объединения либо иной организации, в том
числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносите, предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.
2 марта 2016 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации вынесено предупреждение Организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в котором было указано, что по состоянию на 1 марта 2016 г, на основании вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации признаны экстремистскими 88 информационных материалов, издаваемых организациями Свидетелей Иеговы. Такие материалы включены в федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ) за № 510, 511, 512, 513, 514, 515, 516, 517, 518, 519, 520, 521, 522, 523, 524, 525,-526, 527, 528, 529, 530, 531, 532, 533, 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 541, 542, 543, 556, 557, 558, 559, 560, 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573, 752, 753, 754, 755, 756, 757, 975, 976, 977, 978, 1042, 1043, 1044, 1045, 2034, 2170, 2444, 2454, 2455, 2455, 2455, 2455, 2493, 2493, 2493, 2493. Прокурорами в Республике Калмыкия, Кабардино-Балкарской и Карачаево- Черкесской республиках, Краснодарском и Приморском краях, Белгородской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Ростовской, Тюменской областях, Еврейской автономной области и Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре руководящим органам местных религиозных организаций Свидетелей
Иеговы вынесено 18 предупреждений о недопустимости осуществления
экстремистской деятельности и распространения экстремистских материалов.
Несмотря на принимаемые превентивные меры, в деятельности структурных
подразделений Организации продолжают выявляться признаки экстремизма, что
приводит к ликвидации местных религиозных организаций (т.1 л.д.135-138).
Указанное предупреждение обжаловано Организацией первоначально в
Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а затем в судебном порядке.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 12 октября 2016 г.,
оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии
по административным делам Московского городского суда от 16 января 2017 г.,
предупреждение признано законным и обоснованным.
27 января 2017 г. в Министерство юстиции Российской Федерации
поступило требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации
№ 27/3-237-2016/Нд2686-17 о проведении внеплановой проверки Организации
на предмет соблюдения законодательства о религиозных объединениях и
соответствия её деятельности уставным целям.
В ходе проведения проверки установлено, что деятельность Организации
осуществляется с нарушениями уставных целей и задачу a также действующего
законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона
«О противодействии экстремистской деятельности».
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 26 апреля 2010 г. №268 (в редакции приказа от 18 мая 2010 г. № 308) было аннулировано разрешение на распространение на территории Российской Федерации зарубежных печатных изданий «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня», выданное 24 июля 1997 г., заявителем и распространителем которых являлась Организация.
Вступившими в законную силу решениями судов признаны экстремистскими 95 печатных материалов, изданных Watch tower Bible and Tract Society of New York, Watch tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, Wachtturm Bibel- und Traktat - Gesellschaft der Zeugen Jehovas, Watch tower Bible und Traktat - Gesellschaft Deutscher Zwelg (№ 510-543, 556-573, 752-757, 975-978, 1042-1045, 2034, 2170, 2224, 2454-2455, 2493, 2632, 2736, 2823, 2988, 3563, 3565, 3600), среди которых ряд номеров журнала «Пробудитесь!» (№ 533-536, 557-563, 1045) и журнала «Сторожевая башня» (№ 537-543, 564-573, 975-977, 1042-1043).
В федеральный список экстремистских материалов также включены сайты в сети «Интернет»: http://www.jw.org (№ 2904), являющийся официальным сайтом Свидетелей Иеговы; http://www.wol.ps8318.com (№ 3718),
представляющий собой онлайн-библиотеку Свидетелей Иеговы,
материалы, размещённые на ресурсе по электронному адресу:
http://coollib.net/b/275560/read под названием «Время для истинной
покорности», и материалы, размещённые на ресурсе http://www.iw.org/ru/ny64HKa4HH/KHHrH/contentLanguageFilter=ru&pubFilter=gt&sort Ву=Т под названием «Самый великий человек, который когда-либо жил».
Согласно отчёту об исполнении сметы Организации за 2014 г., утвержденному Руководящим комитетом Организации 18 февраля 2015 г., Организация израсходовала 39 046 000 рублей на доставку религиозной литературы и предметов для богослужения. В 2015 г. по аналогичной статье расходов Организацией, согласно отчёту об исполнении сметы Организации за 2015 г., утверждённому Руководящим комитетом Организации 3 февраля 2016 г., израсходовано 8 817 000 рублей.
По информации, представленной в рамках межведомственного взаимодействия при проведении проверки Организации Северо-Западным таможенным управлением Федеральной таможенной службы, Организацией в пооверяемом периоде (2014—2017) оформлено 85 деклараций на товары, которые в том числе включают печатные книги, брошюры религиозного содержания в количестве 106 718 198 штук (2014-2015).
В частности, в 2014 г. Организацией ввезена на территорию Российской
Федерации брошюра «Как появилась жизнь?» (WATCH TOWER BIBLE AND
TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA, сделано в Германии, издание 2014 г.,
-I i~ 4-6 стр.) в количестве 1 194 777 штук, брошюра «Сдуш^^^ша» (WATCH
TOWER BIBLE AND TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA, сделано в
Великобритании, издание 2011 г., 32 стр.) в количестве 140 719 штук, брошюра
«На самом ли деле Бог заботится о нас?» (WATCH TOWER BIBLE AND TRACT
SOCIETY OF PENNSYLVANIA, сделано в Великобритании, издание 2006 г.,
32 стр.) в количестве 265 934 штуки, которые решениями Серовского районного суда Свердловской области от 19 февраля 2016 г. признаны экстремистский
материалами и включены в федеральный список экстремистских материалов под
№ 3565, 3563, 3600 соответственно.
В 2014-2015 гг. Организация ввезла на территорию Российской Федерации
печатное издание «Учимся в школе теократического служения» в количестве
14 881 штуки, которое на основании Старооскольского городского суда
Белгородской области от 27 ноября 2014 г. признано экстремистским и включено
в федеральный список экстремистских материалов под № 2632.
Восемь местных религиозных организаций, входящих в структуру Организации, ликвидированы согласно вступившим в законную силу решениям судов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», являются экстремистскими организациями.
Согласно представленным административным истцом материалам, решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г., оставленным без
изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г., ликвидирована Местная
религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог»,
Решением Самарского областного суда от 29 мая 2014 г., оставленным без
изменения определением Судебной коллегии по административным делам
Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2014 г., ликвидирована
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Самары.
Решением Краснодарского краевого суда от 4 марта 2015 г., оставленным
без изменения определением Судебной коллегии по административным делам
Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2015 г., ликвидирована
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска.
Решением Белгородского областного суда от 10 февраля 2016 г.,
оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии
по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
от 16 июня 2016 г., ликвидирована Местная религиозная организация
Свидетелей Иеговы г. Старый Оскол.
Решением Белгородского областного суда от 11 февраля 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2016 г., ликвидирована Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Белгорода.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 25 февраля 2016 г.,
оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии административным делам Верховного Суда Российской Федерации
от 7 июля 2016 г., ликвидирована Местная религиозная организация Свидетелей
Иеговы г. Элиста.
Решением Орловского областного суда от 14 июня 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по
административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2016 г., ликвидирована Местная религиозная организация
Свидетелей Иеговы «Орел».
Решением суда Еврейской автономной области от 3 октября 2016 г.,
оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии
по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
от 9 февраля 2017 г., ликвидирована Местная религиозная организация
Свидетелей Иеговы в г. Биробиджане.
В проверяемом периоде 2014 г. Организацией приняты решения об
оказании финансовой помощи в форме добровольных пожертвований на
уставные цели 84 местным религиозным организациям, входящим в структуру
Организации, в общей сумме 630 023 900 рублей; в 2015 г. - соответственно на
уставные цели 130 местных религиозных организаций в общей сумме
I 280 680 000 рублей; в 2016 г. - соответственно на уставные цели 22 местных
религиозных организаций в общей сумме 72 850 000 рублей; в проверяемом
периоде 2017 г. - на уставные цели 3 местных религиозных организаций в общей
сумме 1 800 000 рублей.
Согласно оборотно-сальдовым ведомостям по счёту 86.05 (целевые
поступления - пожертвования) за проверяемый период 2014 г. оборот по кредиту
(полученных средств от местных религиозных организаций) составил
6 434 682 рубля 92 копейки; в 2015 г. - 9 173 782 рубля 55 копеек; в 2016 г. -
II 609 685 рублей 10 копеек; в проверяемом периоде 2017 г. - 413 000 рублей.
Согласно оборотно-сальдовым ведомостям по счёту 76.11 (расчёты с местными
религиозными организациями Свидетелей Иеговы) оборот за проверяемый
период 2014 г. составил 214 696 665 рублей 41 копейку; за 2015 г. -
410 385 590 рублей 60 копеек; за 2016 г. - 103 712 739 рублей 67 копеек; за
проверяемый период 2017 г. - 717 720 рублей.
Из указанных документов следует, что в числе получателей средств в том
числе значились Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»,
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Биробиджане,
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Белгорода, которые в
связи с осуществлением экстремистской деятельности были ликвидированы.
Организация принимала непосредственное участие в их финансировании.
Частью четвёртой статьи 7 Федерального закона «О противодействии
экстремистской деятельности» предусмотрено, что в случае, если
предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не
признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении
срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо
иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения; послужившие
основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати
месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты,
свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в
установленном данным федеральным законом порядке соответствующие
общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения,
являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.
Как следует из материалов дела, после вынесенного 2 марта 2016 г.
предупреждения, которое не было признано незаконным, выявлены новые
факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма непосредственно в
деятельности входящих в структуру Организации местных религиозных
организаций.
Статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Вступившими в законную силу судебными постановлениями в совершении
административного правонарушения, предусмотренного указанной статьёй,
признаны виновными:
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Нижний Тагил»
(постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил
Свердловской области от 18 июля 2016 г.);
председатель комитета Местной религиозной организации Свидетелей
Иеговы в г. Кирове (постановление судьи Октябрьского районного суда
г. Кирова от 28 июля 2016 г.);
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Буденновске
(постановление судьи Буденовского городского суда Ставропольского края
от 12 октября 2016 г.);
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Костомукша»
(постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия
от 7 октября 2016 г.)
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Петрозаводск»
(постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 6 октября 2016 г.);
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Чапаевске
(постановление судьи Чапаевского городского суда Самарской области
от 17 ноября 2016 г.);
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Майского
(постановление судьи Майского районного суда Кабардино-Балкарской
Республики от 9 ноября 2016 г.);
Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Саранск»
(постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики
Мордовия от 8 декабря 2016 г.);
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Геленджик»
(постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края
от 20 января 2017 г.).
Кроме того, прокуратурой Воронежской области 11 марта 2016 г. в адрес в лице руководителя вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (т. 44 л.д. 87-89).
Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо
режимных объектах 17 марта 2016 г. в адрес председателя комитета Местной
религиозной организации Свидетелей Иеговы «Снежногорск» вынесено
предупреждение № 8-118в-16 о недопустимости осуществления экстремистской
деятельности и необходимости принятия мер к недопущению распространения
экстремистских материалов (т. 44 л.д. 90-92).
Прокуратурой г. Ставрополя 14 апреля 2016 г. в адрес Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в России «Центральная г. Ставрополь» вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (т. 44 л.д. 102-104).
В силу частей второй и третьей статьи 9 Федерального закона
«О противодействии экстремистской деятельности» в случае, предусмотренном
частью четвёртой статьи 7 данного федерального закона, либо в случае
осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной
организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением
экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод
человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан,
окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности,
собственности, законным экономическим интересам физических и (или)
юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу
причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное
объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность
соответствующего общественного или религиозного объединения, не
являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на
основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации,
подчинённого ему соответствующего прокурора или федерального органа
государственной регистрации или его соответствующего территориального
органа.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации,
пункта 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических
правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно
быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель
(защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны,
безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в
демократическом обществе (соответвующим, достаточным,
пропорциональным преследуемой социально значимой цели).
Ликвидация религиозной организации является мерой публично-правовой
ответственности, применяемой по заявлению уполномоченного органа или
должностного лица в порядке административного судопроизводства (пункт 1
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности ИЛИ
ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности
общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими
лицами»).
При изложенных выше обстоятельствах, признавая обоснованность
требования о ликвидации централизованной религиозной организации по
основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии
экстремистской деятельности», Верховный Суд Российской Федерации полагает,
что применение подобной исключительной меры не будет являться
произвольным вмешательством и недопустимым ограничением права граждан на
объединение, на свободу вероисповедания.
Как следует из материалов дела, на протяжении последних семи лет
ежегодно в предусмотренном законом порядке устанавливаются факты
экстремистской деятельности Организации, в том числе осуществляемой её
структурными подразделениями.
Принятые и отмеченные в настоящем решении меры, направленные на
противодействие экстремистской деятельности, включая многочисленные меры
прокурорского реагирования (т. 1 л.д. 135-138, т. 43 л.д. 230-250, т. 44
л.д. 1—131), внеплановую проверку деятельности административного ответчика,
а также организационные мероприятия самой Организации, на которые
указывает административный ответчик в возражениях, не привели к окончанию
деятельности, имеющей признаки экстремизма, поэтому единственным
способом её прекращения является удовлетворение административного иска о
ликвидации Организации.
Основания для такого вмешательства установлены федеральным законом и
преследует определённую им социально значимую цель - противодействие
экстремистской деятельности, а соответственно этому и защиту прав и законных
интересов человека и гражданина, обеспечение безопасности государства и
общественного порядка.
Вопреки доводам возражений Организации такое вмешательство является
соразмерным и необходимым в демократическом и правовом государстве, так
как обеспечивает устранение нарушения прав, свобод и законных интересов
неопределённого круга лиц, реальной угрозы причинения вреда личности,
здоровью граждан, общественному порядку, общественной безопасности,
обществу и государству, являясь также единственным способом обеспечения
баланса прав и законных интересов участников правоотношений публично-
правовой сферы.
Предусмотренные Федеральным законом по "противодействии
экстремистской деятельности" меры превентивного воздействия исчерпаны,
менее строгой санкции за осуществление выявленной экстремистской
деятельности, в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или
религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо
неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; массовое
распространение заведомо экстремистских материалов или хранение в целях
массового распространения; организацию и подготовку указанных деяний,
подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний
либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том
числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-
технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания
информационных услуг, федеральный закон не устанавливает.
Ликвидация отдельных местных религиозных организаций, входящих в
структуру Организации, которая осуществляет общее управление, не обеспечила
прекращение осуществления экстремистской деятельности её другими
структурными подразделениями. Более того, Организация, осуществляя защиту
своих прав, как следует из её письменных возражений, фактически оправдывает
все такие действия, считая, что они не являются экстремистскими.
Удовлетворение административного иска о ликвидации отвечает
требованиям статей 9-11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
допускающим предусмотренные законом ограничения права на свободу
объединения в интересах национальной безопасности и общественного порядка,
в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и
нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Положения статей 18, 19 и пункта 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав
человека, статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических
правах также не препятствуют запрещать законом всякое выступление в пользу
национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой
подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, если это необходимо
в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и
удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и
общего благосостояния в демократическом обществе.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, Шанхайская
конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена
15 июня 2001 г.) не препятствует государствам-участникам предусматривать в
своём законодательстве положения о более широкой интерпретации экстремизма
и обязывает их принимать такие меры, которые могут оказаться необходимыми,
в том числе в соответствующих случаях в области национального
законодательства, для обеспечения того, чтобы терроризм, сепаратизм и
экстремизм ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по
соображениям исключительно политического, философского, идеологического,
расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли
наказание сообразно степени их тяжести (пункт 2 статьи и статья 3). На
необходимость законодательного ограничения свободы выражения мнений,
собраний и объединений для целей борьбы с экстремизмом обращается
внимание и в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003)
«Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в
Европе» (Определение от 2 июля 2013 г. № 1053-0).
Государство, охраняя права, свободы, законные интересы человека \
гражданина, общественный порядок, общественную безопасность и выявляя
факты деятельности, признаваемой экстремистской, не обязано ожидать
«негативного накопительного эффекта», когда количество нарушений, имеющих
признаки экстремизма, приобретёт иное качество, и их последствием будет
являться не угроза нарушений каких-либо прав или причинения вреда, а
непосредственно сам вред личности, здоровью граждан, окружающей среде,
общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным
экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и
государству.
Иная позиция не только не соответствует смыслу Федерального закона
«О противодействии экстремистской деятельности», но и не отвечает социально
значимым целям противодействия экстремистской деятельности, которые в том
числе направлены на возможность предупреждения реального вреда и,
следовательно, более тяжких последствий такой запрещённой деятельности,
В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным указанным
федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного
объединения их региональные и другие структурные подразделения также
подлежат ликвидации (часть четвёртая статьи 9).
Доводы возражений о том, что местные религиозные организации не
являются структурными подразделениями и поэтому не подлежат ликвидации,
основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (включая
статьи 123" , 123 Гражданского кодекса Российской Федерации) любая
централизованная религиозная организация представляет собой объединение
трёх и более местных религиозных организаций и применительно к публично-
правовой сфере регулирования при предъявлении к нему отдельных властных
административных требований выступает в качестве единого субъекта
возникших правоотношений.
Так, согласно пункту 3.4 устава Организации «религиозные объединения,
входящие в структуру Центра и Свидетели Иеговы при осуществлении
религиозной деятельности и распространения веры (миссионерская
деятельность) находятся под защитой Центра во всех регионах России».
Без входящих в обязательном порядке в его структуру местных
религиозных организаций (в отличие от религиозных групп, наличие которых в
структуре необязательно) подобное религиозное объединение не может иметь
соответствующего гражданско-правового статуса и осуществлять деятельность
как централизованная религиозная организация.
Руководящий комитет Организации является созданным указанным
объединением руководящим (координирующим) органом, а не самой
централизованной религиозной организацией, структурой которой он руководит
и представляет в отношениях с государством и иными субъектами в публично-
правовой сфере.
Конкретизируя в Федеральном законе «О противодействии экстремистской
деятельности» правовые основания ликвидации общественных, религиозных
объединений, иных организаций, федеральный законодатель точно определил
субъекта, в отношении которого может быть принято решение о ликвидации.
Применительно к настоящему административному делу таким субъектом
является централизованная религиозная организация, а не определённые её
уставом органы. Следовательно, ликвидации подлежат не только органы
управления, но и вся структура такой религиозной организации.
Ликвидация централизованной религиозной организации, по сути,
исключает возможность сохранения существующего статуса входящих в её
структуру местных религиозных организаций, которые, как следует из закона,
устава Организации, приведённых в судебном заседании уставов местных
религиозных организаций, создавались в первую очередь как отдельные
подразделения (части) единой структуры Организации.
Так, согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных
объединениях» религиозная организация действует на основании устава,
который утверждается её учредителями или централизованной религиозной
организацией, в уставе религиозной организации указываются вероисповедание
и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной
организации её наименование (пункты 1, 2 статьи 10), для государственной
регистрации местной религиозной организации необходим документ,
подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру
централизованной религиозной организации того же вероисповедания,
выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной
организации, в случае, если местная религиозная организация входит в
структуру централизованной религиозной организации (абзац шестой пункта 5
статьи 11).
Пунктом 3.3 устава Организации предусмотрено, что «устав религиозной
организации, входящий в структуру Центра, утверждается Центром в порядке,
установленном Руководящим комитетом Центра. Вхождение в структуру Центра
удостоверяется документом, выданным Центром».
При этом к компетенции Руководящего комитета Организации относится
«установление порядка выдачи документа, подтверждающего вхождение
религиозного объединения в структуру Центра, утверждения устава, изменений
и дополнений в уставе религиозной организации, входящей в структуру Центра,
назначения и прекращения полномочий членов её постоянно действующего
органа управления, осуществления взаимоотношений с религиозными
объединениями, входящими в структуру Центра» (пункт 3.8 устава).
Используемое в названном законоположении понятие «региональные и
другие структурные подразделения» охватывает собой любые органы,
организации, объединения, которые составляют единую структуру
ликвидируемых общественных, религиозных объединений, иных организаций.
Исходя из конституционных принципов равенства и справедливости
(часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) положения статей 7, 9 Федерального закона «О противодействии экстремистски
деятельности» одинаково распространяются на все общественные, религиозные!
объединения, иные организации, структуры которых могут иметь различия,
установленные, например, федеральными законами «Об общественных
объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных
объединениях», «О некоммерческих организациях».
Отсутствие в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных
объединениях», статьях 123 , 123 Гражданского кодекса Российской
Федерации, определяющих гражданско-правовое положение религиозных
организаций, дефиниции структурного подразделения, а равно неиспользование
такого термина в уставе Организации при описании её структуры, не означает,
что эти обстоятельства могут обуславливать различное (избирательное)
толкование норм Федерального закона «О противодействии экстремистской
деятельности» в зависимости от организационно-правовой формы и
соответствующих ей отличий структуры подлежащей ликвидации религиозной
организации.
Факт того, что каждая местная религиозная организация в установленном
законом порядке зарегистрирована в качестве юридического лица, не является
поводом для иного толкования применяемого законоположения, поскольку
действующее законодательство не только не исключает, но и допускает, что
региональные и другие структурные подразделения тех или иных объединений
могут иметь права юридического лица (например, статья 10 и часть десятая
статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях», пункт 8 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г.
№ 95-ФЗ «О политических партиях»).
Вместе с тем при предъявлении уполномоченным должностным лицом или
органом требования о ликвидации централизованной религиозной организации
именно она представляет в соответствующих публично-правовых отношениях
всю образованную ею структуру, в том числе и её местные религиозные
организации, за деятельность которых, а равно одной из них, она может нести
ответственность согласно статьям 7, 9 Федерального закона «О противодействии
экстремистской деятельности».
В данной ситуации ликвидация местных религиозных организаций как
подразделений Организации является взаимосвязанным с ответственностью
централизованной религиозной организации правовым последствием,
предусмотренным федеральным законом.
Доводы возражений Организации о нарушении конституционного права на
свободу объединения подлежат отклонению. Установление ответственности религиозной организации за осуществление экстремистской деятельности не
может рассматриваться как нарушение конституционного права на объединение.
Юридическое равенство перед законом и судом (статья 19 Конституции
Российской Федерации) исключает различные подходы к применению
установленных законом оснований ответственности в связи с осуществлением
экстремистской деятельности общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным
подразделением.
Такие основания подлежат применению независимо от характеристики,
репутации, а также иных качеств соответствующего объединения (организации),
наличие у которого различных поощрений (грамот, благодарственных писем и
т.п.) не препятствует его ликвидации при установлении в его деятельности
признаков экстремизма.
Подлежат отклонению доводы возражений административного ответчика о
недоказанности фактов осуществления экстремистской деятельности. Эти
утверждения основаны на неправильном толковании норм права.
Основанием для ликвидации любого объединения согласно части
четвёртой статьи 7, частей первой - четвёртой статьи 9 Федерального закона
«О противодействии экстремистской деятельности» могут послужить не только
соответствующие факты деятельности его руководящего или координирующего
органа, но и факты неправомерных действий хотя бы одного из его
региональных или других структурных подразделений.
Как отмечено выше, такие факты установлены вступившими в законную
силу решениями судов по гражданским, административным делам,
постановлениями судей по делам об административных правоотношениях.
Не имея преюдициального значения в соответствии со статьёй 64 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неучастия в
рассмотрении таких дел Организации, эти вступившие в законную силу
судебные постановления в силу требования их обязательности, закреплённого в
статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации», относятся к числу относимых и
допустимых доказательств фактов осуществления экстремистской деятельности
указанными в них лицами.
Показания допрошенных со стороны административного ответчика
свидетелей Завьялова В.М., Кантаре В.М., Кремневой Т.Л. и Складчикова Е.Н.
не опровергают установленные факты осуществления экстремистской
деятельности структурными подразделениями Организации, в том числе
координирующей деятельность организованных религиозных групп, учёт
которых она не ведёт.
Ссылка административного ответчика, что Организация не является
автором, издателем или правообладателем информационных материалов, сайтов
в сети «Интернет», указанных административным истцом, также не может быть
основанием освобождения от ответственности. Печатные книги, брошюры
религиозного содержания, включённые в федеральный список экстремистских
материалов, были импортированы и ввезены в Российскую Федерацию
непосредственно Организацией для их последующего, в том числе незаконного
массового распространения или хранения с этой целью. Из содержания
представленных текстов судебных постановлений следует, что отдельные
распространяемые и конфискованные экстремистские материалы содержали
ссылку на рекомендованный для получения большей информации сайт http://www.jw.org, включённый в федеральный список экстремистски;
материалов.
Между тем частью первой статьи 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Согласно представленным по административному делу доказательствам любая деятельность всех местных религиозных организаций, входящих в единую структуру, осуществляется непосредственно под управлением и контролем Организации.
Несогласие административного ответчика с оценкой содержания
отдельных информационных и иных материалов, признанных экстремистскими,
по мотивам наличия различных экспертных мнений, имеющих иные выводы, не
опровергает ранее установленных в судебном порядке фактов экстремистской
деятельности и признания конкретных материалов экстремистскими. Не один из
упоминаемых в возражениях материалов, включая печатные издания, не
исключён из федерального списка экстремистских материалов.
Перечисленные административным ответчиком в возражениях
организационные меры, связанные с изучением федерального списка
экстремистских материалов, информированием верующих, местных
религиозных организаций о таком списке и судебных решениях о признании
определённых материалах экстремистскими, созданием специальной комиссии,
обжалованием действий и решений различных органов и должностных лиц,
публичным заявлением о своей непричастности к фактам экстремистской
деятельности от 24 февраля 2017 г., не могут служить правовым основанием для
отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку в отношении Организации принимается решение о ликвидации
по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии
экстремистской деятельности», в связи с осуществлением экстремистской
деятельности со дня вступления решения суда в законную силу Религиозная
организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», включая все
входящие в её структуру местные религиозные организации, признаётся
экстремистской организацией (пункт 2 статьи 1 названного федерального
закона).
Правовым последствием признания централизованной религиозной
организации экстремистской является запрет её деятельности в Российской
Федерации.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ
о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» исключение юридического лица из единого
государственного реестра юридических лиц относится к процедуре
государственной регистрации при ликвидации юридического лица и
осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту
нахождения ликвидируемого юридического лица посредством внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункты 1, 6, 7
статьи 22). После внесения такой записи ликвидация юридического лица
считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим свою
деятельность.
На основании части пятой статьи 9 Федерального закона
«О противодействии экстремистской деятельности» имущество ликвидируемой
религиозной организации, оставшееся после удовлетворения требований
кредиторов, подлежит обращению в собственность Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного
иска о ликвидации Организации подлежит немедленному исполнению в части
прекращения её деятельности и входящих в её структуру местных религиозных
организаций.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской
Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в её структуру местные религиозные организации.
Обратить имущество ликвидируемой религиозной организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в собственность Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации
Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»
подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности
Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»
и входящих в её структуру местных религиозных организаций.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю. Г. Иваненко
Текст pdf.
Также читайте: Свидетели Иеговы в ожидании "великого бедствия"
Комментарии
Отправить комментарий
Ваши замечания и вопросы приветствуются.