Как было показано в предыдущей части, так часто цитируемое Свидетелями Иеговы место Писания из Исаи 40:22, о "круге земли", вряд ли может быть принято, как доказательство богодухновенности Библии, так как:
Когда Библия говорит о земле как о "круге", она похоже, последовательно подразумевает исключительно плоский двухмерный круг, но никак не трехмерный шар, чем является наша земля.
Даже, если бы Библия и была точна в вопросе правильной формы земли, - это не могло бы служить неоспоримым доказательством ее инспирации, так как идея шарообразной земли, уже была известна, по крайней мере некоторым ученым-грекам, которые жили приблизительно в то же время что и Исая.
Но, Организация, обращается и к другому месту Писания, из Иова 26:7, где мы читаем в "Переводе Нового Мира":
"Он распростёр север над пустотой, Повесил землю ни на чем".
В комментарии к этому тексту в книге "Жизнь, как она возникла?" стр. 199 - 200 можно прочитать следующее:
"В те времена, когда писалась Библия, люди строили догадки о том, каким образом земля держится в пространстве. Некоторые, например, верили, что земля поддерживается четырьмя слонами, стоящими на огромной морской черепахе. Но в Библии не отражаются причудливые, ненаучные представления, существовавшие во время ее написания, а просто говорится: «[Бог] распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Да, более 3 000 лет тому назад в Библии было совершенно правильно сказано, что земля не имеет видимой опоры, — факт, который находится в согласии с гораздо позже постигнутыми законами тяготения и движения. «Откуда Иов знал истину — это вопрос, на который, — как отметил один ученый, специалист по религии, — не легко ответить тем, кто отрицает, что Священное Писание было инспирировано".
Здесь, в первой части приведенного отрывка, можно выделить два утверждения. ("Авторитетное" высказывание непредубежденного библеиста Ф. Ч. Кука: "Откуда Иов знал истину", мы опустим). И если о первом утверждении: что во время написания Библии, люди [в целом] строили догадки, каким образом земля держится в пространстве, еще можно говорить, как о том, что в общем соответствует действительности. (Правда, известно, что еще в шестом веке до н.э. греческий философ Анаксимандр считал что "земля парит в центре мира, ни на что ни опираясь".) То, на втором: что в Библии не отражаются причудливые, ненаучные представления, существовавшие во время ее написания, стоит немного остановиться, так как данное утверждение определенно вводит в заблуждение. Прежде всего можно заметить, что тот, кто написал в Иова 26: 7 "Повесил землю ни на чем", в Иова 38: 6 приводит слова самого Бога: "Во что погружены её [земли] основания" (НМ). И здесь мы уже получаем совсем иную картину, так хорошо знакомую древним людям. А, если мы прочитаем 26 главу Иов целиком, то увидим там и буквально"закрытый облаками божий престол" (9 ст.) и буквально "прочерченный на поверхности вод круг" (10 ст.) и буквальные"опоры неба" (11 ст.) и буквально"[твердые] отполированные до блеска небеса" (13 ст.).
А все это, не что иное, как картина двухмерной плоской земли, окруженной океаном и накрытой твердым куполом небес, над которым восседает бог. Поэтому, только в том случае, если мы будем готовы принять весь этот буквализм, отражающий ложные представления древних о картине нашего мироздания - только тогда и можно будет говорить о том, что в Иов 26: 7, речь идет о буквальном, а не символическом, или поэтическом составляющем. И подобную картину мы можем найти и в других частях Библии, например, в описании божьего престола в Иезекииля 1:22-26, где небеса на которых восседает Бог, описаны в виде твердой "ледяной [куполообразной] ПЛАТФОРМЫ". А спустившиеся к Иезекиилю четыре живых существа, в сопровождении колес, двигались от пределов "севера" (Иез. 1:4), где по мнению древних и жили их ложные боги. Поэтому, когда мы читаем в Иов 26:7 о том, "[Бог] распростер север над пустотою, Повесив землю ни на чем", то мы, как и ее древний автор, определенно, придерживающийся геоцентрических взглядов, должны понимать, что "земля покоится ни на чем", только в том смысле, что она получает свою стабильность от воли ее "всемогущего" и невидимого Творца.
А, если все подытожить, то вся аргументация Свидетелей Иеговы, которая вращается лишь вокруг двух вырванных из контекста отрывков из Исаи 40:22иИов 26:7, абсолютно не дает никаких оснований, приписывать библейским авторам того, что они определенно не имели в виду.