Новый свет о верном и благоразумном рабе


Выпуск журнала «Сторожевая башня», ставший достоянием гласности за несколько недель до его официального выхода в свет, порождает больше вопросов, чем дает ответов относительно «нового света», полученного Руководящим Советом. Пресловутый журнал сообщает подробности относительно «нового света», открытого на ежегодном заседании 5 октября 2012 года, на котором было объявлено, что Руководящий Совет отныне считается «верным и благоразумным рабом» — духовными владыками почти 8 миллионов Свидетелей Иеговы по всему миру.

Когда журнал, наконец, выйдет из печати, рядовые Свидетели Иеговы уже шесть месяцев как будут ждать письменного разъяснения нового понимания. Однако их ждет разочарование: этот ключевой номер «Сторожевой башни» порождает больше вопросов, нежели дает ответов. Как многие и предполагали, авторы статей дают ключевым доктринальным моментам объяснения, которые в лучшем случае можно назвать безосновательными и голословными. Вот краткий обзор четырех главных статей для изучения.

  • «Скажи нам, когда это будет» (2-8 сентября). Для начала эта статья подогревает аппетит читателя, анализируя библейское пророчество, связываемое с «великой скорбью», которая начнется с того, что «мерзость» (Организация Объединенных Наций) ополчится против религии, и кульминацией которой станет Армагеддон. Затем в статье дается ретроспективный обзор понимания, принятого в 1995 году, согласно которому разделение на овец и козлов произойдет во время великой скорби. Авторы статьи развивают эту идею, проливая «новый свет» на «прибытие» Христа в качестве жениха. Некогда считалось, что это событие уже имело место в 1918 году, но отныне прибытие Христа в качестве «господина» или «жениха» ожидается в какой-то момент во время великой скорби. 
  • «И я с вами во все дни» (9-15 сентября). Притча Христа о «пшенице и сорняках» применяется к длинному промежутку времени между 33 г. н. э. и Армагеддоном. В статье утверждается, что отделение сорняков от пшеницы началось в 1914 году, когда Христос взялся за работу по «проверке и очищению» организации, которая продолжалась до 1919 года, когда Исследователи Библии были признаны «истинной христианской пшеницей». 
  • «Кормить многих руками немногих» (16-22 сентября). Христово чудо умножения хлебов и рыб толкуется как предвкушение Его намерения поставить лишь небольшую группу людей во главе работы по духовному окормлению. Статья называет «апостолов и старейшин» предшественниками Руководящего Совета. Расселл и его сподвижники (до 1914 года) не были представителями назначенного канала, через который Христос должен был питать своих овец. 
  • «Кто же верный и благоразумный раб?» (23-29 сентября). В самом начале статья отметает существовавшее ранее понимание, что верный раб был назначен в 33 г. н. э. и разъясняет, что слова «пророчества» начали исполняться лишь после 1914 года. Сущность верного раба конкретно разъясняется как «маленькая группа помазанных братьев», ныне составляющих Руководящий Совет как «составного раба». Статья завершается смелым заявлением, что Христос поставит Руководящий Совет, а равно и остальных помазанных христиан, «над всем своим имуществом», когда будет вершить суд во время великой скорби.


«Мерзкая Организация Объединенных Наций» — бывший партнер


На протяжении многих лет ООН подвергалась неоднократным нападкам в публикациях Сторожевой Башни, но редко когда осуждение было таким прямолинейным, как в последнем выпуске журнала. На стр. 4, в первой статье для изучения, Свидетелям напоминают, что ООН, объявленная современной «мерзостью», обязательно нападет на христианский мир и прочую «ложную религию», что станет сигналом к началу великой скорби.

Свидетели уже, наверное, привыкли к тому, что Сторожевая Башня отождествляет ООН с «мерзостью» из Мф. 24:15, но редко когда они с такой прямотой утверждали, что ООН (а не просто ее «члены») будет нести единоличную ответственность за гонения на любую религию. За последние несколько десятилетий публикации Сторожевой Башни описывали роль ООН как гонителя ложной религии по-всякому — иногда более прямо, иногда более завуалировано.

Вопрос. кто уничтожит ложную религию:

  • 1975 – «Объединенные Нации» (СБ 01.05.1975, с. 274-275, абзац 11) 
  • 1976 – «подобные зверю радикальные силы из состава Объединенных Наций» (Good News to make you happy, гл. 16, с. 147, абзац 12) 
  • 1977 – «Члены ООН и прочие государства, не являющиеся ее членами…» (Our Incoming World Government: God’s Kingdom, гл. 11, с. 177, абзац 7) 
  • 1980 – «политические покровители Объединенных Наций» (СБ 01.07.1980, с. 17, абзац 23) 
  • 1982 – «„Десять рогов“ „зверя“ Объединенных Наций» (СБ 01.05.1982, с. 18, абзац 9) 
  • 1985 – «политические элементы, представленные в Организации Объединенных Наций» (Пробудитесь! 08.04.1985, с. 13) 
  • 1985 – «антирелигиозные элементы в Организации Объединенных Наций» (СБ 15.06.1985, с. 18, абзац 19) 
  • 1987 – «Десять рогов [правительственные силы в Организации Объединенных Наций], которые ты видел, и зверь [Объединенные Нации]…» (СБ 01.11.1987, с. 28) 
  • 1988 – «народы используют багряного зверя — Организацию Объединенных Наций…» (Revelation-Its Grand Climax At Hand! гл. 35, с. 258, абзац 21) 
  • 1989 – «политические силы, связанные с Организацией Объединенных Наций» (СБ 15.05.1989, с. 6) 
  • 1993 – «политические элементы, в том числе Организация Объединенных Наций» (Пробудитесь! 08.01.1993, с. 12) 
  • 1994 – «военизированные члены ООН» (СБ 01.03.1994, с. 20, абзац 11) 1994 – «члены Организации Объединенных Наций» (СБ 01.11.1994, с. 17, абзац 5) 
  • 1997 – «решающую роль… будет играть… Организация Объединенных Наций» (СБ 15.09.1997, с. 19, абзац 14) 
  • 2005 – «военизированные силы в Организации Объединенных Наций» (СБ 15.09.2005, с. 19, абзац 13) 
  • 2013 – «Объединенные Нации» (СБ 15.07.2013, с. 4, абзац 6)
Итак, заявление, которое в последний раз звучало с такой убежденностью в 70-х и 80-х годах, — а именно, что сама ООН (а не только ее «члены») обязательно нападет на ложную религию и уничтожит ее, — вновь опубликовано в 2013 году. Сторожевая Башня вновь заклеймила ООН как «мерзость» несмотря на то, что сама была аккредитована при ней на протяжении девяти лет как неправительственная организация. Это должно заставить задуматься сотрудников ООН, чья «Декларация прав человека» защищает «свободу религии», —факт, ранее признанный Обществом в публикациях (Пробудитесь! 22.10.1986, с. 31). Сторожевая Башня продолжает называть ООН «мерзостью», хотя сама состояла с этой организацией в официальных отношениях с 1992 по 2001 год. Сторожевая Башня разорвала эту порочащую ее связь, лишь когда британская газета «Гардиан» публично ее разоблачила. Этот последний краткий всплеск выпадов в адрес ООН на первых страницах июльского журнала готовит почву для последующего, и читателя постепенно затягивают в сумрачное безумие доктринального лабиринта, который Сторожевая Башня создала наряду с сильно отредактированной версией собственной истории.


Обзор изменений



Прежде чем перейду к анализу «нового света» относительно верного раба, хотелось бы предотвратить возможное недопонимание связанное с текстом из Матфея 24:45-47 и суммировать представление Общества об исполнении этого «пророчества». Вот, как этот отрывок звучит в Переводе нового мира: 

Кто же верный и благоразумный раб, которого господин поставил над своими домашними, чтобы давать им пищу вовремя? Счастлив этот раб, если его господин, придя, увидит, что он так и поступает! Истинно говорю вам: он поставит его заботиться обо всем своем имуществе. 
Как видите, в процитированном отрывке есть, по существу, два этапа. Сначала Христос назначает Своего верного раба, чтобы заботиться о Своих «домашних». И только потом Христос «приходит» и ставит раба над всем Своим «имуществом». Очевидно, что оба этапа не могут произойти одновременно. Одна часть стиха написана в прошедшем времени, а другая — в будущем. Таким образом, предполагается, что между первой и второй частью проходит какое-то время. Вопрос — по крайней мере, применительно к Сторожевой Башне —заключается в том, когда было это время.

Общество долго утверждало, что упомянутое в 24-й и 25-й главах Матфея «пришествие» Христа как «господина» и «жениха» произошло в 1918 году, когда Он пришел проинспектировать Своего верного и благоразумного раба. Считалось, что в следующем, 1919 году Христос завершил проверку и решил поставить первых Исследователей Библии верным рабом над всем Своим имуществом. Однако в рамках нового понимания годом, когда Христос начал проверять и очищать организацию, назван 1914-й — и закончился этот «отчетный период» в 1919 году, когда Христос якобы одобрил кандидатуры директоров Общества Сторожевой Башни на пост верного раба, поставив их над всем Своим имуществом.


Таким образом, 1918 год лишился всякой значимости — во всяком случае, в рамках пророчеств о «последнем времени» в Евангелии от Матфея. Об этом ясно говорится на с. 7-8 нового журнала, где нам сообщают, что все восемь упоминаний о «пришествии» или «прибытии» Христа, которые встречаются между Мф. 24:29 и концом 25-й главы, относятся к «будущему времени суда в период великой скорби». Одним из самых интригующих аспектов этого нового понимания является тот факт, что Чарльз Тэйз Расселл, некогда считавшийся членом Класса Раба, по сути дела, утратил всякое реальное библейское значение для истории организации. Это подтверждается на с. 19: 

"Были ли Исследователи Библии в период, предшествовавший 1914 году, назначенным каналом, через который Христос должен был кормить Своих овец? Нет. Они все еще находились в поре созревания, и замысел канала для раздачи духовной пищи, только обретал форму. Еще не пришло время отделить подобных сорнякам поддельных христиан от истинной христианской пшеницы".
Притча Христа о пшенице и сорняках (Мф. 13:24-30, 37-43) составляет основу второй статьи для изучения («И я с вами во все дни»), а ссылки на нее, подобные вышеупомянутой, можно найти по всему журналу. Текст и его «исполнение» разъясняются с помощью иллюстрированной временной шкалы, протянувшейся по 10-й и 11-й страницам. Вот ее ключевые моменты:
"33 г. н. э. CE – Сеяние начинается Сеятель: Иисус Сеется хорошее семя: Помазание святым духом Поле: Мир человечества Враг: Дьявол Люди спали: смерть апостолов Пшеница: Помазанные христиане Сорняки: Поддельные христиане 1914 – Начинается жатва Рабы/жнецы: Ангелы Подобные сорнякам христиане отделены от помазанных «сыновей царства» 1919 – Сбор в хранилище, помазанные христиане собраны в восстановленное собрание Сияние: Перед самым Армагеддоном оставшихся немногочисленных помазанников забирают в небеса Армагеддон: Во время Армагеддона сорняки бросают в огонь".
Похоже, в этом журнале Общество использует притчу о зернах и плевелах как удобный способ заполнить вакуум, оставленный прежним пониманием «пророчества» о верном рабе. Она была притянута за уши, чтобы создать видимость связи между историей организации и возникновением христианской общины в 33 г. н. э.

Еще один библейский текст, на который ссылаются авторы, — это Малахия 3:1-4. В умах Свидетелей он уже ассоциируется с визитом Христа в Свой «духовный храм» в конце Первой мировой войны. Вторая статья для изучения вносит в это толкование коррективы, поясняя, что Христос посетил организацию (незримо, конечно) в 1914 году — к тому времени сорняки (поддельные христиане) уже столетиями росли промеж пшеницы (помазанных христиан). Какое же место в этой картине занимал Расселл, когда Христос явился в 1914 году? В десятилетия, предшествовавшие 1914 году, Ч. Т. Расселл и его ближайшие сподвижники занимались делом, подобным делу Иоанна Крестителя. Эта необходимая работа включала в себя восстановление библейских истин. Исследователи Библии разъяснили истинное значение жертвы выкупа Христа, разоблачили ложь об адском пламени и провозгласили грядущее окончание Времен Язычников (с. 11)

Таким образом, в новой запутанной мелодраме Сторожевой Башни Расселлу отводится роль «Иоанна Крестителя», прокладывающего путь для инспекции, которую Христос устроил организации в 1914 году. Между тем, Расселла и его изначальную организацию полностью лишили сколько-нибудь значимой роли в плане Бога. Остается только задуматься: означает ли тот факт, что смерть Расселла в 1916 году пришлась на период «очищения», что его кончина входила в Божий план. Так или иначе, как разъясняется на с. 19, организация была признана Божьим организованным каналом лишь после «периода проверки и очищения» 1914-1919 годов… С 1914 по начало 1919 года Иисус сопровождал своего Отца в духовный храм, чтобы осуществить необходимую проверку и работу по очищению (Мал. 3:1-4). Потом, начиная с 1919 года, настало время собирать пшеницу. Было ли это, наконец, время Христу назначить один организованный канал для раздачи духовной пищи? Поистине так! Таким образом, бурному периоду истории организации с 1914 по 1919 год в учении уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде. «Незаметного» перехода от времен апостолов к нашим временам больше нет. До 1914 года на земле НЕ БЫЛО «организованного канала». К 1919 году он неожиданно чудесным образом был сформирован — и не кем иным, как Самим Христом.


Однако стремление привязать столь много моментов учения к этому неоднозначному периоду истории Сторожевой Башни порождает одну небольшую проблему. Чем больше мы копаемся в исторических документах, тем больше понимаем, что Сторожевая Башня не может гордиться своей деятельностью в те годы, не говоря уже об изданной ею литературе. Чтобы как-то смягчить этот негативный образ, Обществу приходится браться за стирательную резинку и изглаживать некоторые неприглядные страницы своего прошлого. Что авторы и делают с неистовым безрассудством на странице 12:

"В конце 1914 года некоторые Исследователи Библии впали в уныние, потому что не вознеслись на небеса. В 1915 и 1916 годах из-за сопротивления деятельности организации извне проповедническая работа замедлилась. Что еще хуже, после смерти Расселла в октябре 1916 года, оппозиция возникла внутри самой организации. Четверо из семерых директоров Watch Tower Bible and Tract Society взбунтовались против решения передать бразды правления Брату Рутерфорду. Они попытались внести раскол в ряды братьев, но в августе 1917 года покинули Вефиль — подлинное очищение! Вдобавок, некоторые Исследователи Библии поддались страху перед человеками. Тем не менее, в целом они с готовностью откликнулись на очистительную работу Иисуса и произвели необходимые изменения. Поэтому Иисус признал их истинной христианской пшеницей, но отверг всех поддельных христиан, в том числе всех тех, кто находится в церквях христианского мира (Мал. 3:5; 2 Тим. 2:19)".
Те, кто хотя бы отдаленно знаком с событиями в истории организации с 1914 по 1919 год, приведенное выше изложение достижений общества в тот период покажется, в лучшем случае, преувеличенным, а в худшем — сильно отредактированным. Например, «четверо директоров» не просто покинули Вефиль — их вывели силой, а их пожитки выбросили на улицу. Их даже забрали в полицейский участок, чтобы воспрепятствовать их возвращению в здание! В чем же было их преступление? Они воспротивились, когда Рутерфорд, по существу, в клочья порвал завещание Ч. Т. Расселла, согласно которому власть следовало распределить поровну между членами совета директоров Сторожевой Башни. Проведя столь замечательный захват власти после кончины Расселла в конце 1916 года, Рутерфорд воспользовался своими познаниями в юриспруденции, чтобы в начале 1917 года принять устав, который давал ему всю полному власти над Обществом, и сделал роль директоров Общества практически бессмысленной. Именно против этого возражали «четверо директоров», и в награду их бесцеремонно вышвырнули из дома, из бруклинского Вефиля. За время своего президентства Рутерфорд проявил себя как задира и тиран. Он допустил, чтобы Вефиль накрыла волна алкоголизма, он использовал грубый и унизительный жаргон, чтобы запугать и унизить тех, кто не дотягивал до его стандартов. Кроме того, когда в стране царила нищета, он жил в роскоши, в то время как многие его коллеги в Вефиле жили в убогих условиях.

Все это получило документальное подтверждение в начале 1940-х годов, во время слушаний по иску Олина Мойла о клевете. Рутерфорд этот суд проиграл. Копию заявления Мойла об увольнении, с которого началась тяжба, можно найти в Интернете. Оно дает поразительную возможность увидеть, какой была жизнь в Вефиле в годы правление Рутерфорда, и ставит под серьезный вопрос возможность того, что Христос мог поставить такого человека попечителем Своей организации. Невзирая на все это, Общество Сторожевой Башни в XXI столетии упорно приписывает Рутерфорду ведущую роль в исполнении библейского пророчества —называет его одним из первых членов класса верного и благоразумного раба! Но даже с учетом этого, наверное, стоит отметить, что имя Рутерфорда упоминается в четырех статьях для изучения лишь однажды, в приведенной выше цитате. Мне кажется, это неспроста. Сторожевая Башня хочет, чтобы ты, читатель, сосредоточил свое внимание на 1919 годе, а не на стоявшей за ним фигуре грубияна и задиры.


Свидетелям должно быть известно, что Руководящий Совет постоянно пытается проводить параллели между собой и апостолами Христовыми первого века. Третья статья для изучения, «Кормить многих руками немногих», является очередным примером такой попытки. Открывающий абзац напоминает читателю о чуде Христа, когда Он накормил пять тысяч человек всего несколькими хлебами и рыбами, причем Его ученики раздавали чудесным образом умноженную пищу (Мф. 14:14-21). Далее автор развивает свою мысль, объясняя, что духовное кормление для Христа было важнее раздачи телесной пищи, и что именно для этого Христос избрал апостолов. Затем, в 9-м абзаце нам напоминают о случае из книги Деяний, когда у первых христиан возник недостаток пищи. Апостолы тут же назначили ответственных братьев следить за тем, чтобы пища распределялась поровну. Пока читатель думает: «Да, но это были апостолы Христа, в Деяниях ничего не говорится о Руководящем Совете». Но уже вскоре (в 10-м абзаце, кстати) автор разъясняет связь: К 49 г. н. э. к оставшимся в живых апостолам присоединились некоторые способные старейшины. (Прочти Деяния 15:1,2.) «Апостолы и старейшины в Иерусалиме» служили в качестве руководящего совета. Как Глава собрания, Христос использовал эту маленькую группу способных людей, чтобы разрешать богословские проблемы, а также надзирать за проповедью и наставлением о благой вести Царства и направлять их (с. 17).


В приведенной цитате содержится беспочвенное утверждение. Автор исходит из того, что, когда встал вопрос об обрезании, к апостолам «присоединились» некие «старейшины», которые в дальнейшем постоянно участвовали в принятии любых решений, связанных с раннехристианской общиной. Однако оснований так думать нет. Во всей Библии фраза «апостолы и старейшины» встречается только 6 раз — и только в 15-й и 16-й главах книги Деяний. Создается впечатление, что участие «старейшин» в решении данного вопроса было однократным событием, и было вызвано необходимостью и уникальностью ситуации. Предполагать, что апостолы впредь не могли принимать решения без старейшин, значит делать утверждение, не основанное на Писании. Далее, в следующем абзаце утверждается, что с того момента апостолу Павлу было поручено исполнять распоряжения этого вновь сформированного «руководящего совета». Автор ссылается на Деяния 16:4-5, где говорится, что Павел «передавал постановления, принятые апостолами и старейшинами в Иерусалиме».


Только когда читатель взглянет на этот отрывок в контексте и обратит внимание на его близость к рассказу о спорах вокруг обрезания, он поймет, что поручение было не постоянным, а разовым — Павел просто передавал распоряжения, связанные с данной конкретной проблемой. Однако Общество цитирует Писание таким образом, что создается впечатление, будто возникла некая постоянная структура, в которой Павел впредь был подчинен «апостолам и старейшинам», — и это еще одно утверждение, не подтверждаемое Писанием. Затем 11 абзац подводит читателя к такому выводу:

"Обратите внимание, что те собрания преуспевали в результате их верного сотрудничества с руководящим советом в Иерусалиме. Разве это не доказательство того, что Иегова благословляет механизм, посредством которого Его Сын кормил собрание? Давайте помнить, что духовное преуспевание возможно лишь при обильном благословении Иеговы". (с. 18). 
Таким образом, автор, словно заправский фокусник, успешно подводит читателя к двум ложным умозаключениям: (1) что в первом веке существовал «руководящий совет», которого на самом деле не было, и (2) что с того момента эта схема стала постоянной, хотя на самом деле это было временное явление, призванное решить конкретную проблему — а именно, обрезание.

Следующий абзац — один из самых интригующих во всем журнале, однако он преследует конкретную и вполне очевидную цель:

"До сих пор мы видели, как Иисус, кормя Своих последователей, следовал определенному образцу: Он кормил многих руками немногих. Канал, который Он использовал для духовного кормления, был ясно узнаваем. В конец концов, апостолы — первые члены руководящего совета — могли предоставить видимое доказательство небесной поддержки. «Руками апостолов совершалось в народе много знамений и предзнаменований», — говорится в Деяниях 5:12. Таким образом, тем, кто стал христианами, не было нужды спрашивать: «Кто же в действительности те, через которых Христос кормит Своих овец?» Но к концу первого века ситуация изменилась" (с. 18, абзац 12).
В следующих абзацах описывается, как христианство скатывалось в отступничество после смерти апостолов, однако мы не должны позволить этой риторике нас увлечь, и отчетливо понять истинную цель процитированного выше абзаца. Сейчас Общество пытается доказать, и эта мысль более отчетливо повторяется на с. 21, что текст о верном рабе НЕ МОГ относиться к апостолам, потому что их власть была безошибочно узнаваема благодаря «знамениям и предзнаменованиям». Попросту говоря, теперь Общество утверждает, что, поскольку стих Матфея 24:45 имеет форму вопроса (т. е. «Кто же верный и благоразумный раб…?»), Иисус не мог иметь в виду Своих апостолов. По их словам, было и так очевидно, что апостолы наделены властью, а потому подобный вопрос был бы бессмысленным. Но, как я покажу далее в своем обзоре, их логика ущербна и смехотворна.

На самом деле, все, чего Общество достигает при помощи процитированного выше абзаца, — оно невольно напоминает думающим Свидетелям, что у Руководящего Совета нет никаких «видимых доказательств» того, что он был назначен Христом. Да, у них есть организация, которая растет удручающими темпами, на 1,9% ежегодно (по состоянию на 2012 год), но эта же организация требует от своих членов болезненного разрыва с родными и близкими и все чаще становится объектом судебных исков в связи с ее отношением к насилию над малолетними. Таким образом, невозможно себе представить, что отдельных членов Руководящего Совета каким-то образом незримо выбрал Христос, — настолько невозможно, что само общество избегает излагать эту идею на бумаге. Так откуда же Руководящий Совет черпает свои полномочия?


Я был бы рад ответить на этот вопрос, процитировав несколько абзацев из журнала, в которых Общество адекватно оправдывало бы «папский» статус Руководящего Совета. Но, к сожалению, таких пояснений в журнале нет. Нигде в четырех статьях для изучения не описывается, как осуществляется выбор членов Руководящего Совета, и не объясняется, как можно доказать, что Христос играет в этом процессе хоть какую-то роль. Полномочия Руководящего совета, который беспрекословно правит почти восемью миллионами людей, судя по всему, основаны на двух отрывках из Писания:

  1. две главы в Деяниях — а именно, 15-я и 16-я (историческое повествование о том, как «апостолы и старейшины» разобрались с вопросом обо обрезании); 
  2. стихи о верном рабе из 24-й главы Ев. от Матфея, которые, по мнению многих, представляют собой чистой воды притчу.
Заложив в первых трех статьях столь шаткое основание под оправдание нынешнего положение Руководящего Совета, на четвертую и последнюю статью авторы возложили задачу довести до читателя мысль, что Руководящему Совету следует повиноваться верно и беспрекословно, потому что его будущее одобрение Христом уже предопределено и неизменно. Это подчеркивается последними словами второго абзаца, где говорится:
"Признать верного раба для нас жизненно необходимо. Наше духовное здоровье и наши взаимоотношения с Богом зависят от этого канала — Матфея 4:4; Иоанна 17:3".
Я посмотрел обе библейские ссылки. Как и следовало ожидать, ни одна не имеет даже отдаленного отношения к верному и благоразумному рабу.


Кто же верный и благоразумный раб?


Читателю не приходится долго искать в четвертой статье ответ на этот вопрос, вынесенный в заголовок. В верхней части 22-й страницы есть врезка, которая кратко излагает суть ответа таким образом:
"Верный и благоразумный раб»: маленькая группа братьев, непосредственно вовлеченных в приготовление и раздачу духовной пищи во время присутствия Христа. Сегодня из этих помазанных братьев состоит Руководящий Совет".
Этот ответ более подробно излагается в 10-м абзаце основного текста статьи:
"Кто же верный и благоразумный раб? По образцу того, как Иисус кормил многих руками немногих, этот раб состоит из маленькой группы помазанных братьев, которые непосредственно вовлечены в приготовление и раздачу духовной пищи во время присутствия Христа. На всем протяжении последних дней помазанные братья, составляющие верного раба, вместе служили в главном отделе. В последние десятилетия этот раб близко ассоциировался с Руководящим Советом Свидетелей Иеговы. Однако обратите внимание, что слово «раб» в иллюстрации Иисуса стоит в единственном числе, указывая на то, что это составной раб. Таким образом, решения Руководящего Совета принимаются коллективно" (с. 22).
Недвусмысленно присвоив себе столь возвышенный титул, члены Руководящего Совета, вероятно, подумали, что им следует проявить некое символическое смирение. Было отмечено, что в своей речи во время Ежегодного Заседания Дэвид Сплэйн изо всех сил пытался «продать» слушателям новое учение, напирая на новое понимание «домашних», которыми отныне считаются как помазанные христиане, так и участники великого множества: «И, братья, мы В ВОСТОРГЕ от этого учения», — с энтузиазмом восклицал Сплэйн, добавляя: «Мы В ВОСТОРГЕ от этой идеи потому, что она поистине, на самом деле возвеличивает участников Великого Множества». Многих из нас, видевших, как он произносит эти слова, на гладко смонтированном рекламном видеоролике на сайте JW.org, это не убедило. Представляется очевидным, что у «верного раба» есть гораздо больше причин для восторга по поводу нового учения, нежели у «домашних». Вопросу о домашних уделяется столь же большое внимание в главе под названием «Кто такие домашние?» на с. 22-23. В верхней части страницы 23 размещена фотография Геррита Лёша и его супруги во время встречи собрания. Геррит пытливо смотрит на ребенка, который произносит ответ в протянутый ему микрофон. Мысль читается безошибочно: «Мы — нормальные, обыкновенные братья, такие же, как и все!» Но не все на это купятся.

Но, зачем ОСБ, потребовалось так радикально менять курс? Главная причина того, почему предыдущая версия учения о верном и благоразумном рабе почти исполнила свое предназначение (до некоторой степени), заключалась в том, что она отсылала слушателей к неким событиям туманного прошлого, которых никто не помнил, и включала в себя утверждения, с которыми могли обоснованно поспорить лишь немногие — если только они не были готовы проделать определенный объем исследований.

Например, Общество утверждало, что в 1919 году Иисус избрал Раба, который существовал до того уже много столетий, и поставил его над всем своим «имуществом». Таким образом, вне зависимости от проблем современной организации, всегда можно было сослаться на то, что Класс Раба УЖЕ получил окончательное одобрение от Христа, а потому любые кажущиеся недостатки не имеют значения. Теперь же учение гласит, что Христос еще только ДОЛЖЕН одобрить деятельность Руководящего Совета в роли составного раба. С учетом этого обстоятельства можно было бы ожидать, что члены Руководящего совета проявят немного смирения и не станут предугадывать, какое решение примет Христос в будущем, когда во время Великой Скорби придет, чтобы, наконец, проинспектировать деятельность Своего класса раба. Но Руководящий Совет, напротив, смело и заранее принимает это решение за Христа. Обратите внимание на то, что сказано на с. 25:
"С учетом вышесказанного, какой вывод мы сделаем? Когда Иисус придет, чтобы судить во время великой скорби, он обнаружит, что верный раб преданно и своевременно раздавал духовную пищу домашним. И тогда Иисус с удовольствием даст им второе поручение — поставит над всем своим имуществом". (абзац 18).
Читая эти слова, я был изумлен самонадеянностью их авторов. Будь в членах Руководящего Совета хоть какое-то христианское смирение, они сказали бы что-нибудь в таком роде: «Мы приложим все силы, чтобы снабжать домашних духовной пищей, и если Христос по возвращении будет доволен нашими усилиями, Он обещал поставить нас над всем своим имуществом». Но, как уже было сказано, Руководящий Совет, судя по всему, уже решил за Христа, что Он НЕПРЕМЕННО выберет их, когда вернется. 

Между тем, само Писание свидетельствует, что к поставлению над имуществом не следует относиться как к заведомо предрешенному делу. Буквально в следующих стихах из 24-й главы Евангелия от Матфея мы читаем:
"Но если этот злой раб скажет в своем сердце: «Мой господин задерживается», — и начнет бить других рабов и есть и пить с пьяницами, то господин этого раба придет в день, в который он не ожидает, и в час, о котором он не знает, и накажет его со всей суровостью, и определит ему одну участь с лицемерами. Там он будет плакать и скрежетать зубами" (стихи 48-51, НМ).
Любопытно, что Общество комментирует этот текст во врезке на с. 24 — страницей ранее, чем делает смелое заявление, что оно НЕПРЕМЕННО будет избрано. Врезка начинается с объяснения того, кто такой «злой раб», и в ней говорится:
"Предсказывал ли Иисус, что в последние дни будет класс злого раба? Нет. Действительно, некоторые люди в прошлом проявляли дух, сходный с духом злого раба, описанного Иисусом. Мы называем их отступниками, будь они из помазанников или из «великого множества» (Отк. 7:9). Но такие люди не являются классом злого раба. Иисус не сказал, что он поставит злого раба. Его слова здесь в действительности являются предостережением, адресованным верному и благоразумному рабу".
Таким образом, предостережение, адресованное верному и благоразумному рабу, ловко превращается в возможность облить грязью отступников за то, что они «бьют других рабов». Хотя в тексте врезке и присутствует признание, что отступники не являются злым рабом, авторы все равно хватаются за возможность выставить в неверном свете и заклеймить позором тех, кто виновен лишь в том, что не согласен с учениями и принципами Руководящего Совета. Тем временем, Руководящий Совет обтекает предостережение Христа о «злом рабе», объявляя далее в тексте врезке, что они «всегда были готовы и предоставляли питательную духовную пищу». Эта часть объяснения подытоживается следующим образом:
"Помазанные братья, которые вместе служили в качестве верного раба, понимают, что они в ответе перед Господином за то, как они заботятся о его домашних. Сердечным желанием этих помазанных братьев является верно исполнить свой долг, чтобы услышать: «Молодцы!» — от Господина, когда он, наконец, придет".
Какими бы словами Руководящий Совет ни описывал свое «сердечное желание», им не утаить того, что их поступки и решения, их жестокая приверженность таким небиблейским принципам, как лишение общения родных, причинили страдания и мучения бесчисленному множеству людей Иисус сказал, что Его последователей будут узнавать по тому, что между ними будет любовь (Ин. 13:35), однако разрушение семей по той лишь причине, что один из супругов решил отказаться от своих прежних убеждений, — это что угодно, но только не любовь. Те, кого заклеймили как «отступников» и поносили ругательными словами лишь потому, что они посмели не согласиться с Руководящим Советом, имеют все основания считать его членов «злым рабом» вне зависимости от того, считают ли они сами себя христианами до сих пор. И потому трудно понять, как Руководящий Совет может смело считать одобрение их методов Христом уже свершившимся фактом (Мф. 7:21-23).

В общей сложности, четыре статьи для изучения занимают 23 страницы. Однако, несмотря на хитро продуманные иллюстрации, тщательно сформулированные абзацы текста и пророческие хронологические таблицы, этот журнал оставляет без ответа ключевые вопросы относительно новых учений организации.
  1. На чем основано утверждение, что «проверка и очистка» заняла у Христа четыре с половиной года (с конца 1914 года по начало 1919 года)? (с. 11). - Снова и снова журнал настаивает на том, что четыре с половиной года с конца 1914 по начало 1919 представляли собой период «проверки и очистки», проводимой Христом. Но ни разу не приводится ни единого библейского текста, объясняющего, почему Христу понадобился для этого именно такой отрезок времени. Скорее, за основу были взяты события из истории организации — а библейские тексты просто под них подогнали. 
  2. При каких обстоятельствах ранние Исследователи Библии «поддались страху перед человеком»? (с. 12) - Это утверждение присутствует на с. 12, но никак не развивается. Если у вас есть время, и если вы этого до сих пор не делали, я бы посоветовал вам провести самостоятельное исследование данного вопроса. В одной из предыдущих тем, я подробно рассказал о том, как была издана книга «Завершенная Тайна», и как власти приказали Исследователям Библии вырвать из нее страницы с 247-й по 263-ю, которые содержали радикальные политические заявления и критику в адрес участии США в Первой мировой войне. Этот компромисс был расценен как «организационный грех». Но чем больше изучаешь бредовые заявления, опубликованные в «Завершенной Тайне», тем больше понимаешь, что Христос не только не стал бы упрекать Исследователей Библии за вырванные страницы, но, напротив, еще и похвалил бы их. 
  3. Если Расселл и его сотрудники не были частью Божьего канала (и даже «класса раба»), почему же Христос в 1914 году решил проинспектировать только их, а не прочие христианские деноминации? (с. 19) - Иначе говоря, с чего бы Христос стал «инспектировать» только одну христианскую деноминацию, а не несколько или даже не все до одной? Если в Расселле и его сподвижниках не было ничего особенного, по какой причине Христос, по существу, обосновался именно в штаб-квартире Сторожевой Башни на четыре с половиной года и все это время их «проверял»? Инспекция совершается ПРЕЖДЕ, чем можно удовлетвориться состоянием предмета проверки. Разве не логичнее было бы «проинспектировать» несколько деноминаций, затем выбрать одну из них, а потом ее «очистить»? 
  4. Если все первоначальные члены раба, избранные Христом в 1919 году, уже мертвы, на каком основании можно утверждать, что все последующие члены раба также были избраны? Как я уже упоминал в одной из предыдущих статей, ключевая проблема с «новым светом» — это проблема преемственности. Прежде Руководящий Совет утверждал, что его члены — всего лишь представители облакообразной массы «помазанников», которые существовали всегда, с самого времени жизни апостолов. Теперь же это облако, по сути, испарилось, и Руководящий Совет утверждает, что был назначен Самим Христом в 1919 году. Но все члены совета директоров по состоянию на 1919 год ныне мертвы и преданы земле — из чего следует, что их статус «верного раба» перешел по наследству к их преемникам? Общество в своих публикациях, в том числе в книге «Рассуждения», резко осуждало католический принцип апостольской преемственности. Одно дело утверждать, что Христос пришел и избрал Рутерфорда и его сподвижников в 1919 году (невзирая на сложности, которые возникают, если знать характер Рутерфорда и содержание книг, которые Общество издавало в те годы), но совсем другое дело полагать в силу простой необходимости, обусловленной смертностью человека, что этот статус «верного и благоразумного раба» каким-то образом, словно эстафетная палочка, на протяжении десятков лет после 1919 года передавался от одного поколения членов Руководящего Совета к другому. Никаких объяснений относительно того, как это происходило, не предлагается — имеет место простая констатация факта, который, по существу, представляет собой специфическую разновидность апостольской преемственности. С принятием нового учения Сторожевая Башня стала напоминать католическую церковь больше, чем она осмелится признать. 
  5. На чем основана уверенность, что первые апостолы Христа не были, по меньшей мере, частью верного и благоразумного раба? (с. 21) - Этот вопрос задается на с. 21 журнала, но так и не получает удовлетворительного ответа. Единственное предлагаемое объяснение заключается в том, что слова Иисуса о «верном и благоразумном рабе» были сформулированы в виде вопроса, а потому не могли относиться к апостолам — ведь те, несомненно, были облечены властью Христа. Однако вопрос далеко не всегда предполагает сомнение. Как быть, к примеру, с риторическими вопросами, ответ на которые известен раньше, чем задан вопрос? Если то, что апостолы не обманут ожиданий Христа, было настолько предопределено, почему Иисус после Воскресения специально поручил Петру «питать моих ягнят»? (Ин. 21:15-19) Авторы статьи настаивают, что по отношению к апостолам «едва ли был смысл задавать такой вопрос», однако признание авторитета апостолов в качестве «верного раба» было для первых христиан таким же открытым вопросом, как для нынешних Свидетелей Иеговы — признание авторитета Руководящего Совета. На это указывает тот факт, что некоторые первые христиане отказались признавать руководство апостолов (2 Тим. 2:16-18). Таким образом, логика Общества НАСТОЛЬКО крива, что и этот вопрос, по сути, остается без ответа. 
  6. Что особенного в главном отделе? (с. 22) - В соответствии с новым объяснением сути верного раба, складывается впечатление, что ключевая характеристика члена составного раба не имеет отношения к его личным особенностям или даже к тому, есть ли у него небесная надежда. Создается впечатление, что ключевым фактором в выборе новых членов Верного Раба является работа в международном главном отделе в Нью-Йорке, хотя никакого библейского основания эта идея под собой не имеет. Ни разу, говоря о рабе, Христос даже отдаленно не намекает, что «местонахождение» будет играть решающую роль в определении того, кто такой верный раб. Как же организация может столь догматично настаивать на том, что «главный отдел» в Нью-Йорке имеет такое значение для принятия этого библейского решения? 
  7. Чем Руководящий Совет может оправдать свои настойчивые преждевременные утверждения, что Христос НЕПРЕМЕННО поставит их над «всем своим имуществом»? (с. 25) - Как уже говорилось выше, многие искренние Свидетели будут в недоумении при виде наглой уверенности Руководящего Совета, что Христос НЕПРЕМЕННО поставит их над Своим имуществом, когда придет судить. По сути, Христа лишили права голоса, и приняли решение за Него.
Дочитав до этого момента вы, наверное, уже пришли к выводу, что большая часть содержания четырех статей нового журнала либо напрочь лишена смысла, либо уже была обнародована почти шесть месяцев назад на Ежегодном Заседании —событии, во время которого около 15 тысяч привилегированных Свидетелей смогли поймать лучик «нового света» прежде миллионов своих братьев по всему миру. Отныне члены Руководящего Совета не какие-то самозваные представители некоего абстрактного облака помазанных Свидетелей, которое в каком-то виде существовало всегда, с самых апостольских времен, теперь они самозваные представители не христиан, имеющих небесную надежду, а Самого Христа. Они никому не подотчетны даже Христу, Которого представляют! В конце концов, они же заранее приняли за Него Его решение поставить их «над всем своим имуществом». Приводить любые сколько-нибудь значимые обоснования своих претензий они не считают нужным. Действительно, еще до этого объявления значительное число Свидетелей могло считать верным и благоразумным рабом Руководящий Совет, но лишь по двум причинам:
  1. незнание отдельными Свидетелями учения Сторожевой Башни;
  2. путаница, возникшая благодаря тому, что на протяжении многих лет Руководящий Совет все больше отождествлял себя с классом раба.
Тот факт, что риторика Общества заблаговременно навела многих на мысль о грядущих переменах, не уменьшает серьезности последствий, которые влечет за собой новое учение. Оно консолидирует власть Руководящего Совета и, по существу, придает ему папский статус.

Также читайте: