На протяжении своей истории, Свидетели Иеговы придавали особое значение одной дате - 1914-му году. Как они вывели этот год и почему пришли к таким выводам, можно много почитать в их литературе. Надо сказать, что сами "доказательства" достаточно запутаны и далеко не всякий рядовой возвещатель Царства сможет их объяснить.
Это может прозвучать странно, но вы не встретите в этой статье математических расчётов. Более того, я даже не скажу что 607 год до н. э. не признаётся никем, кроме Свидетелей Иеговы, в качестве года разрушения Иерусалима. Я скажу ещё больше: давайте допустим, что именно 607 год до н. э. и есть год разрушения Иерусалима. Почему нет? Пусть будет!
В многострадальной книге Даниила повествуется о снах, которые снились царю Навуходоносору. Если быть точным, о снах говорится во второй и четвёртой главах. Первый сон об истукане на глиняных ногах, второй - о семи временах, на протяжении которых царь Навуходоносор должен был страдать от психического недуга. Как справедливо подмечено в публикациях Свидетелей Иеговы, возможно, царь страдал ликантропией. Как повествуется в книге Даниила, это были сны от самого Бога. Что общего у этих снов, кроме того что они снились одному и тому-же человеку? Давайте рассмотрим поподробнее.
Обратим внимание на вторую главу книги Даниила, в котором рассматривается сон об истукане. Даниил говорит царю:
В многострадальной книге Даниила повествуется о снах, которые снились царю Навуходоносору. Если быть точным, о снах говорится во второй и четвёртой главах. Первый сон об истукане на глиняных ногах, второй - о семи временах, на протяжении которых царь Навуходоносор должен был страдать от психического недуга. Как справедливо подмечено в публикациях Свидетелей Иеговы, возможно, царь страдал ликантропией. Как повествуется в книге Даниила, это были сны от самого Бога. Что общего у этих снов, кроме того что они снились одному и тому-же человеку? Давайте рассмотрим поподробнее.
Обратим внимание на вторую главу книги Даниила, в котором рассматривается сон об истукане. Даниил говорит царю:
36 Вот сон, и мы предоставим царю его истолкование. 37 Ты, о царь, царь царей, ты, которому Бог небесный дал царство, могущество, силу и достоинство, 38 в чью руку он отдал, где бы ни жили сыновья человеческие, полевых зверей и небесных птиц и кого он поставил правителем над всеми ими, ты сам — эта голова из золота. И ещё: 44 И во дни тех царей Бог небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено. Это царство не будет передано другому народу. Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно, 45 поскольку ты видел, что камень откололся от горы без помощи рук и раздробил железо, медь, формованную глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что произойдёт впоследствии. Этот сон достоверен, и его истолкование точно».Вот такие дела: царь Навуходоносор - это золотая голова истукана, которого должно уничтожить Царство Бога. Но давайте перейдём к четвёртой главе, в которой описывается сон о дереве, которое будет срублено и пень который простоит в оковах семь времён. Давайте почитаем толкование, которое дал этому сну Даниил:
20 Дерево, которое ты видел, которое росло и крепло, которое наконец высотой достигло небес, которое было видно всей земле, 21 листва которого была прекрасна, на котором было обилие плодов, которое давало пищу для всех, под которым жили полевые звери и на ветвях которого обитали небесные птицы,— 22 это ты, о царь, потому что ты стал великим и могущественным, твоё величие стало огромным и достигло небес, а твоё правление — края земли. 23 И поскольку царь видел стража, святого, сходящего с небес, который сказал: „Срубите дерево и погубите его, однако оставьте в земле пень, но закованным в узы из железа и меди среди полевой травы; пусть он орошается небесной росой и пусть его удел будет с полевыми зверями, пока не пройдут над ним семь времён“, 24 то вот истолкование, о царь, и то, что повелел Всевышний, постигнет моего господина царя. 25 Тебя прогонят от людей, и ты будешь жить с полевыми зверями; тебя будут кормить растительностью, как быков; тебя будет орошать небесная роса, и над тобой пройдут семь времён, пока ты не узнаешь, что Всевышний является Правителем над царством человеческим и что он даёт его кому хочет. 26 А поскольку было сказано оставить пень от дерева, твоё царство непременно будет у тебя, после того как ты узнаешь, что владычествуют небеса. 27 Поэтому, о царь, да покажется тебе добрым мой совет и удали свои грехи праведностью и своё беззаконие — милосердием к бедным. Может быть, тогда твоё благоденствие продлится“».Обратите внимание, что Даниил говорит Навуходоносору: "Дерево, которое ты видел... - это ты, о царь." То что было предсказано, в точности свершилось над Навуходоносором, если верить книге Даниила. Можно с большой лупой облазить всю четвёртую главу книги Даниила, но нигде нет и намёка на то, что это пророчество должно исполниться два раза. Да что там книга Даниила - НИГДЕ в Библии не поддерживается учение о том, что какое-нибудь пророчество исполняется дважды, но разве это могло остановить идеологов Свидетелей Иеговы?
Да, в литературе у Свидетелей Иеговы есть кое-какие доводы, что типа тут можно сделать заключение о том, что семь времён из Даниила четвёртой главы можно и нужно присобачить к расчётам о приходе Иисуса Христа в царской власти невидимым образом, но об этом ниже. А пока, следуя нашему мысленному эксперименту, представим, что таки да: срубленное дерево представляет "срубленное" владычество Иеговы на земле.
И вот тут мы нарываемся на забавный парадокс. Срубленное дерево, которое символизирует владычество Иеговы, является - Навуходоносором! Да, именно тем самым Навуходоносором, который внезапно является ЗОЛОТОЙ ГОЛОВОЙ ИСТУКАНА, КОТОРОГО УНИЧТОЖИТ ВОССТАНОВЛЕННОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО ИЕГОВЫ! И оба раза, истолковывая разные сны, Даниил говорит Навуходоносору: "Это - ты, о царь!"
То есть, следуя логике Свидетелей Иеговы, Навуходоносор одновременно представляет собой и золотую голову истукана, и Царство Бога, которое этот самый истукан свергнет! Я считаю - это прекрасно! Пользуясь методом, аналогичным тому, что до сих пор пользуются Свидетели Иеговы, обосновывая некую причастность сна Навуходоносора к высчитыванию 1914-го года, я вполне могу доказать, что я - ни кто иной как свой прадедушка.
Но забудем на время о вышеописанном парадоксе. Как я говорил выше, у Свидетелей Иеговы имеются "аргументы" в пользу своего токования. Вселенская справедливость требует тщательнейшего рассмотрения этих аргументов. Почему-бы и не рассмотреть?
Аргумент № 1.
В Даниила 4:17 говорится: "Это приказано стражами, и это повеление объявлено святыми, чтобы живущие знали, что Всевышний является Правителем над царством человеческим, что он даёт его кому хочет и что он ставит над ним самого незначительного из людей“.
"Незначительный из людей" - это ни кто иной как сам Иисус Христос, которого Всевышний ставит над царством человеческим! Вот, смотрите: возле словосочетания "незначительный из людей" четыре параллельных стиха! 1 Самуила 2:8; Иезекииль 17:24; Захария 9:9; Матфея 11:29.
Контраргумент №1.
Я знаю, это ужасно, но очень часто, когда пишут "незначительный из людей" имеют ввиду именно незначительного, ничем внешне непримечательного человека. Такого, каким были Иосиф, сын Иакова и Давид, сын Иессея перед тем как они обрели вес в обществе своего времени.
Контраргумент №1.
Я знаю, это ужасно, но очень часто, когда пишут "незначительный из людей" имеют ввиду именно незначительного, ничем внешне непримечательного человека. Такого, каким были Иосиф, сын Иакова и Давид, сын Иессея перед тем как они обрели вес в обществе своего времени.
Я внимательнейшим образом ознакомился с параллельными местами и там не встретил цитирования этого стиха или явного указания что словосочетание "незначительный из людей" следует непременно употреблять в отношении исключительно личности Иисуса Христа. Вы самостоятельно можете ознакомиться с содержанием приведённых выше ссылок. Кроме того, согласно мифологии Свидетелей Иеговы, Иисус пришёл в 1914-м как правитель именно небесного царства, а в 17-м стихе говорится о "царстве человеческом".
Аргумент № 2.
Дерево представляет царство, вот что говорит о нём Навуходоносор в 10-м и 11-м стихах: "Я видел в видениях своей головы на своём ложе: вот, дерево посреди земли, его высота была огромной. Дерево росло и крепло, и наконец высотой оно достигло небес, и его было видно от края земли".
Аргумент № 2.
Дерево представляет царство, вот что говорит о нём Навуходоносор в 10-м и 11-м стихах: "Я видел в видениях своей головы на своём ложе: вот, дерево посреди земли, его высота была огромной. Дерево росло и крепло, и наконец высотой оно достигло небес, и его было видно от края земли".
Выражение "было видно от края земли" ясно указывает что это не царство Навуходносора, а что-то большее, ибо правление Навуходоносора не достигло краёв земли.
Контраргумент №2.
С чего-бы вдруг? Навуходоносор был царём мощнейшей мировой империина тот момент и эти аллегории к нему вполне подходили. Кроме того и сам пророк Даниил с вами не согласился-бы, вот что он сам написал по этому поводу в этой-же главе:
Контраргумент №2.
С чего-бы вдруг? Навуходоносор был царём мощнейшей мировой империина тот момент и эти аллегории к нему вполне подходили. Кроме того и сам пророк Даниил с вами не согласился-бы, вот что он сам написал по этому поводу в этой-же главе:
20 "Дерево, которое ты видел, которое росло и крепло, которое наконец высотой достигло небес, которое было видно всей земле, 21 листва которого была прекрасна, на котором было обилие плодов, которое давало пищу для всех, под которым жили полевые звери и на ветвях которого обитали небесные птицы,— 22 это ты, о царь, потому что ты стал великим и могущественным, твоё величие стало огромным и достигло небес, а твоё правление — края земли. Это также согласуется со словами из Даниила 2:37, 38, где Навуходоносор наделяется теми-же полномочиями: 37 Ты, о царь, царь царей, ты, которому Бог небесный дал царство, могущество, силу и достоинство, 38 в чью руку он отдал, где бы ни жили сыновья человеческие, полевых зверей и небесных птиц и кого он поставил правителем над всеми ими, ты сам — эта голова из золота".Как мы видим, никаких потаённых и глубинных смыслов тут не заложено. Обратите ещё внимание на то, что в 37-м стихе 2-й главы, Навуходоносор назван "Царём царей" и этот момент прокомментирован в публикации Общества Сторожевой Башни "Рассуждение" стр. 401 абз. 2:
"Если какие-то титулы или описательные выражения встречаются в Священном Писании несколько раз, не стоит поспешно делать вывод, что они обязательно относятся к одному и тому же лицу. Иначе получится, что Навуходоносор — это Иисус Христос, поскольку и тот, и другой назван «царем царей» (Дан. 2:37; Отк. 17:14); что ученики Иисуса — это сам Иисус Христос, поскольку и о них, и о Христе говорится как о «свете миру» (Матф. 5:14, РВ; Иоан. 8:12). Всегда нужно учитывать контекст стиха, а также другие места Писания, в которых встречается интересующее нас выражение".
Забавно, но давая вполне здравый совет, ОСБ само напрочь забывает о нём,когда ему это невыгодно. Люди! Я призываю вас к последовательности! Если уж "незначительный из людей" - это Иисус Христос, то "царь царей" - это он-же, да ещё и Навуходоносор одновременно. Тем более, что вы это сами доказываете, говоря, что Навуходоносор представлял владычество Иеговы в сне про дерево. Потом он сам себя уничтожит и наполнит своим правлением всю землю. И будет всем хорошо. Очень стройная концепция.
Аргумент № 3. (Взято с "Антибиотика")
Если абсолютно все пророчества Даниила содержали указания на важнейший по своему значению период последнего времени, а вместе с тем и на царственной величие прославленного Божьего Сына, то неужели столь внушительное пророчество, занимающее целую главу одноимённой книги, должно вдруг являться исключением, касающимся не всего человечества в целом и даже не какой-то небольшой группы людей, а только одного человека-язычника,причём в отдалённом прошлом? Логично ли это?
Контраргумент №3.
Что тут нелогичного? И почему так быть не может? То что языческий царь пересмотрел своё поведение и воздал славу Богу евреев, которых поработил (!) - не заслуживает отдельной главы? Вы серьёзно? Мне интересно наблюдать, как люди, настроенные искать глубинный смысл в вещах, часто не видят что самое интересное и захватывающее лежит на поверхности.
Чаще всего написанное обозначает только написанное - и ничего более. Давайте ещё придумаем какое-нибудь заковыристое толкование событиям из 5-й главы Даниила, где описывается пир Валтасара? Там тоже присутствует пророчество и истолкование, притом само действо тоже занимает всю главу. Давайте это тоже как-то привяжем к "последним дням". А то пророчество про "мене-мене-текел-упарсин" как-то пропадает без дела :( Кстати, о логике: вы не задумывались, почему вдруг Иегове понадобилось давать пророческий сон, касающийся Его владычества, языческому царю?
Ну ладно бы Седекии, последнему царю Израиля, но язычнику-агрессору... На самом "Антибиотике" признаётся что "... в 4-й главе книги Даниила отсутствует словесное указание на двойное значение символического дерева". Так зачем придумывать то, чего там нет? Неужели Бог не дал-бы ясно понять, что пророчество имеет масштабное исполнение? Как это было во 2-й главе? Но нет ни намёка. Стихи из 4-й главы Даниила никак и нигде больше не цитируются в Библии и уж тем более ни с чем не связываются. Хотя сама книга Даниила упоминается Иисусом, а именно 9-я глава. У меня встречный вопрос к авторам "Антибиотика": неужели такое важное и эпохальное пророчество, если-бы это было действительно пророчество на "последние дни", не было-бы упомянуто в Библии ещё раз, хоть немножко? Логично ли это?
Кстати, сам Даниил говорит, что Навуходоносор мог избежать своей участи:
Поэтому, о царь, да покажется тебе добрым мой совет и удали свои грехи праведностью и своё беззаконие — милосердием к бедным. Может быть, тогда твоё благоденствие продлится. Что случилось-бы, если царь принял совет? Не было-бы семи времён безумия, записи в Библии, и юноши со взором горящим не насиловали-бы счёты, вычисляя сколько-жеж длятся эти "семь времён", если допустить что эти времена относятся к "последним дням".
Если подвести итог всему вышеописанному и взглянуть не предвзято на 4-ю главу Даниила, то становится очевидным, что это просто рассказ о событии из жизни Навуходоносора. Ни более - ни менее. Поучительная история о том как плохо быть гордым, даже если весь мир лежит у твоих ног. Посему, мы даже не доходим до расчётов сколько может длиться одно "время" - это просто бессмысленно. Как и не имеет значение в каком году был разрушен Иерусалим - в 607 или в 538 году до нашей эры.
Кстати, сам Даниил говорит, что Навуходоносор мог избежать своей участи:
Поэтому, о царь, да покажется тебе добрым мой совет и удали свои грехи праведностью и своё беззаконие — милосердием к бедным. Может быть, тогда твоё благоденствие продлится. Что случилось-бы, если царь принял совет? Не было-бы семи времён безумия, записи в Библии, и юноши со взором горящим не насиловали-бы счёты, вычисляя сколько-жеж длятся эти "семь времён", если допустить что эти времена относятся к "последним дням".
Если подвести итог всему вышеописанному и взглянуть не предвзято на 4-ю главу Даниила, то становится очевидным, что это просто рассказ о событии из жизни Навуходоносора. Ни более - ни менее. Поучительная история о том как плохо быть гордым, даже если весь мир лежит у твоих ног. Посему, мы даже не доходим до расчётов сколько может длиться одно "время" - это просто бессмысленно. Как и не имеет значение в каком году был разрушен Иерусалим - в 607 или в 538 году до нашей эры.
Но как всё вышеописанное затрагивает людей сегодня? Очень просто: у Бога никогда не было запланировано на 1914-й год ничего глобального для человечества. Никаких невидимых приходов Иисусов Христов. Поэтому бессмысленно ждать, что вот-вот придёт Армагеддон и что его приход как-то связан с поколением 1914-го года.
Но для Свидетелей Иеговы - это настоящая проблема. Ибо стройный воздушный замок их верований просто рухнет, если убрать учение о 1914-м годе. С ним рухнет понятие "последние дни", "это поколение", учение о приходе Иисуса с проверкой и определением истинной религии. Проповедь по домам тоже сойдёт на нет - зачем кого-то спасать, если Армагеддон не придёт завтра?
Самое страшное, что Руководящий Совет Общества Сторожевой Башни, недавно объявивший себя "верным и благоразумным рабом", всё это прекрасно понимает. Понимает,поэтому усиленно закручивает гайки своей пастве, попутно придумывая совершенно бредовые объяснения об "этом поколении" и разжигая истерию вокруг "отступников". Ведь если это не делать, то паства разбежится, а если нет "овец" в загоне - то кого стричь?