Одна из главных причин, по которой было написано послание Евреям, состоит в том, чтобы помочь людям понять новую и более глубокую точку зрения по одному важному вопросу. От тех, кому было адресовано это письмо, Христианство требовало непростого изменения взглядов. Оно призывало к коренному пересмотру многих общепринятых точек зрения, которые руководили ими в поклонении Богу на протяжении всей жизни. Даже среди сегодняшних христиан, большинство не осознает всего величия Христианства, находясь под воздействием тех же ошибочных взглядов, которые мешали понять всю силу новой веры первым читателям послания ап. Павла к Евреям.
Многие люди в наши дни переживают ту же внутреннюю борьбу, с которой сталкивались поклонники Бога в первом веке, и чувствуют полную растерянность в вопросе выбора дальнейшего жизненного пути. Они не знают, какими ценностями руководствоваться для принятия решений в вопросах поклонения Богу. И хотя обстоятельства в наше время отличаются от ситуации в первом веке, основная проблема вызвана непониманием важного урока, изложенного в этом послании. Можно утешаться, по крайней мере, тем, что наша внутренняя борьба не более тяжкая, чем у тех, кому адресовалось это письмо.
Бесспорно, старая Иудейская система поклонения, дарила множество волнующих ощущений. Столь многое было призвано произвести впечатление, внушить восхищение и трепет: грандиозность и блеск храма, огромное число занятых в нём служителей, красота одежд и церемоний священников и левитов, общавшихся от имени людей с Богом перед его жертвенником, чудесные песнопения хора левитов, чувство приближения к месту, присутствия Бога, и приобщения к Нему через принесение видимых жертв, совместное путешествие к храму с тысячами единоверцев три раза в год во время священных праздников, и всего этого новая Христианская вера была лишена. У последователей Христа не было ни одного специального здания, предназначенного для религиозных целей, они собирались в частных домах, у них не было проводившихся три раза в год больших собраний, не было ни класса священников, ни священнических одежд, никаких церемоний, видимого жертвенника, материальных жертвоприношений, никаких особых символов, и даже при праздновании Вечери Господней они использовали обычные хлеб и вино, представлявшие его тело и кровь.
В первом столетии многим удалось совершить необходимое переосмысление и понять, что служение и поклонение Богу не заключается в посещении особых мест или священных зданий, оно не черпает в них какую-либо особенную значимость. Даже в совместные встречи они вкладывали не больше религиозного смысла, чем в другие занятия в своей жизни. Они осознали, что встречаются для взаимного назидания, ободрения, проявления братской любви, показывая тем самым, что ценят друг друга как часть руководимой Сыном Бога семьи. Их собрания вовсе не предназначались для придания им ощущения религиозности и не несли функции религиозного очищения. Сколь сильным ни было изменение мировоззрения в апостольские времена, в последующие века христиане постепенно стали возвращаться к прошлому, к вещам видимым, к тому, что воздействует на чувства. Прошло несколько столетий, и у них снова появились священные здания, видимые жертвенники, обособленный класс служителей Бога, священников или церковнослужителей, облаченных в специальные одежды, и многое другое, что можно увидеть, услышать или к чему можно прикоснуться.
Под убаюкивающую мелодию видимого великолепия осмысленное понимание людей стало все чаще замещаться простыми эмоциями. Вечеря Господня, первоначально характеризовавшаяся теплотой неформального христианского общения в совместном выражении веры, стала нередко превращаться в неуклюжее церемониальное празднество, в котором собравшиеся шли к священнослужителю, руководившему причащением. Обычные люди, миряне, стали испытывать удовлетворение от своих отношений с Богом просто благодаря регулярному посещению религиозных служб или систематическому выполнению тех или иных религиозных действий. Все это, наряду с ощущением принадлежности к огромной религиозной системе, придавало им чувство безопасности и праведности. "Скудость" новой христианской веры, оказалась для многих непреодолимым барьером в осознании и принятии всего его духовного превосходства. Вместо этого людские взоры вновь обратились к блеску и великолепию, забыв, что это блеск и великолепие старого и ветхого.
Теперь, я хочу упомянуть тех с кем я провел четырнадцать лет своей жизни, и с кем недавно расстался. Несмотря на то, что Свидетели Иеговы отделяют себя от других религий, они также показывают многие из признаков подобного отката к прошлой ветхости. Свидетели Иеговы постоянно напоминают себе о принадлежности к огромной Организации, численность которой даже превосходит население некоторых стран мира. Они часто говорят, что на протяжении истории организации Бог давал ей откровения, "провозглашал истины", проливал через нее "новый свет", подобно тому, как он действовал в древности через пророков. Они научены жить в строгом послушании довольно обширному своду законов, изданных группой людей, назвавших себя представителями Бога; если же кто-то решится противостать им, то такое действие приравнивается к восстанию Мариами и Ааарона против Моисея.
Через литературу Общества, Свидетели получают информацию о численном росте организации, время от времени они видят впечатляющие фотографии зданий филиалов Общества в различных странах мира, построенных или приобретенных Организацией. Многие из этих строений по размаху и размерам превосходят Иерусалимский храм. Некоторые Свидетели устраивают групповые поездки в главное управление в Бруклине, основной "Вефиль", где находятся обширные владения организации — многоэтажные здания, покрывающие целые кварталы. Подобные экскурсии проводятся и в местных филиалах Общества. Во время экскурсий Свидетели видят многочисленный персонал, работающий в Вефилях и насчитывающий сотни, а то и тысячи работников, служение которых официально считается "священным" и приравнивается к служению левитов в древнем храме. Полученные от увиденного впечатления придают чувство общности с чем-то могущественным и сильным. Всё это привлекает их, а мысль оказаться оторванным от всего этого может быть пугающей.
У руководства организации существует почти неконтролируемая тяга к постоянному приобретению новой собственности и строительству новых зданий, так что от подобного видимого расширения руководители получают не только чувство уверенности, но и доказательство своего уникального положения в мире как "Божьего канала".
Многолетний опыт работы некоторых братьев, в главном управлении, дает основание полагать, что существующие объемы изготавливаемой продукции печатных изданий, может быть достигнут обычным, "мирским предприятием", с куда меньшим персоналом и меньшими производственными мощностями. Программа постоянного расширения деятельности с привлечением все новой собственности и все большего числа служащих, подобна вечному двигателю, в своем непрерывном движении вперёд порождает всё новую потребность в ресурсах, которую сама же Организация и стремится удовлетворить. Всё это действительно сильно впечатляет. И поскольку Организация связывает физическое расширение с духовным процветанием и благословением, а поток необходимых материальных средств от рядовых Свидетелей не иссякает, непрекращающиеся строительные программы никогда не вызывают возражений у руководства.
Подобно израильтянам древних времен, Свидетели Иеговы в течение года посещают три "священных", по их определению конгресса, на которые собирается огромное число людей, иногда до нескольких десятков тысяч. Два раза в неделю они посещают встречи собрания, которые проводятся в собственных Залах Царства. Их заверяют, что постоянное посещение собраний является одним из основных способов заслужить хорошую репутацию в глазах Бога. Из всех жертв, которые они могут принести ему, ни одна не является более важной, чем усвоение и провозглашение окружающим вести, содержащейся в литературе Общества; выражение "жертва хвалы" применяется исключительно к такому служению. Огромное внимание уделяется необходимости регулярно, хотя бы раз в неделю, приносить эту жертву на "алтаре служения", что рассматривается как один из главных и решающих факторов, определяющих их праведное положение перед Богом. Большинство верующих стремятся ко всему этому, поскольку в их умах живет образ всех физических и материальных благ, ожидающих их в стоящем на пороге земном раю, если только они будут прилагать усилия в продвижении дела Организации.
Что почувствует человек, проведший некоторое время в подобной атмосфере, если он вдруг очутится в условиях первого века, не с точки зрения физического окружения, а с точки зрения уклада религиозной жизни, которую вели ранние христиане? Я думаю, что для большинства людей такое перемещение будет не менее трудным, чем для первых читателей послания Евреям. Может случиться, что будет очень трудно принять всю простоту той религиозной жизни, смириться с отсутствием впечатляющего видимого размаха, проявлять веру, которая зиждется не на видимом, а на невидимом, на вечном, а не преходящем. Апостол указывает на это отличие: «Ибо мы ходим верой, а не тем, что видим». (2 Коринфянам 5:7).
В этом и заключается по крайней мере одна из причин, по которой люди, оставляющие организацию Свидетелей Иеговы, чувствуют потребность найти какую-нибудь другую структуру, подобную Обществу Сторожевой башни. Не обязательно, что они ищут похожие доктрины и догматы, но им нужна та же видимая внушительность, тот же размах, те же методы работы. Вне системы, вне организованной структуры, многие чувствуют себя потерянными, а жизнь в их глазах теряет смысл. Они хотят что-то делать: под этим подразумевается нечто специфичное, отличное от повседневных дел. В них по прежнему живо взращённое Обществом мировоззрение, согласно которому служение Богу священно только в том случае, если оно включает в себя необыкновенные дела. Они недопонимают, кáк христианство изменяет жизни людей. В основном это происходит не благодаря тому, что у человека появляется масса новых и необычных занятий, а из-за того, что обыденные, повседневные занятия приобретают новый смысл, новое качество, выполняются с новым настроем и с новыми побуждениями.